Gotland
06.12.2010, 10:16
Новая находка (см фото) заставила меня обратиться к этой теме. Вещь из гипса или похожего по фактуре материала, отлитая. Происходит из Архангельской области. Вот как я вижу ее место в технологическом процессе.
Часто пишут, что формы для отливки икон вырезали из камня. Но сами же и признают, что это неудобно (трудно, камень легко крошится от температуры, все заново). Тут же пишут, что формой мог быть воск, на нем дескать и "рисовать" легко. То есть сидели, прямо на воске рисовали, лепили изображения. А дальше что* А дальше литье, или с утратой восковой модели (что просто жесть при массовом производстве), или штамповка воском в формовочную землю (но воск липкий, быстро землей испортится).
Я так думаю, что на самом деле сначала из воска делали модель. А потом с нее отливали гипсовую. И уже вот ее гоняли в хвост и в гриву, совали в формовочную землю и т.д. Ей ничего не будет.
Кстати, вещь опровергает то суждение, что дескать глубокие надписи всегда более поздние, потому что наносятся на некую "протоформу" уже после того, как мастер сделал выпуклые буквы. То есть хорошему мастеру по силам выпуклые, а плохой (теория "ухудшения мастера", известная и нумизматам тоже, дескать, чем дальше, тем грубее) только вглубь резать умеет. На этой вещи мы видим надписи обоих родов, и они явно одновременные.
Что скажете?
Часто пишут, что формы для отливки икон вырезали из камня. Но сами же и признают, что это неудобно (трудно, камень легко крошится от температуры, все заново). Тут же пишут, что формой мог быть воск, на нем дескать и "рисовать" легко. То есть сидели, прямо на воске рисовали, лепили изображения. А дальше что* А дальше литье, или с утратой восковой модели (что просто жесть при массовом производстве), или штамповка воском в формовочную землю (но воск липкий, быстро землей испортится).
Я так думаю, что на самом деле сначала из воска делали модель. А потом с нее отливали гипсовую. И уже вот ее гоняли в хвост и в гриву, совали в формовочную землю и т.д. Ей ничего не будет.
Кстати, вещь опровергает то суждение, что дескать глубокие надписи всегда более поздние, потому что наносятся на некую "протоформу" уже после того, как мастер сделал выпуклые буквы. То есть хорошему мастеру по силам выпуклые, а плохой (теория "ухудшения мастера", известная и нумизматам тоже, дескать, чем дальше, тем грубее) только вглубь резать умеет. На этой вещи мы видим надписи обоих родов, и они явно одновременные.
Что скажете?