PDA

Просмотр полной версии : Что такое вислая печать?


Дормидонт
10.03.2009, 13:11
Свинцовые печати, привешивавшиеся на шнурах к средневековым официальным документам, в изобилии встречаются при раскопках на месте древнего княжеского архива на Городище и в усадебных комплексах самого Новгорода. К настоящему времени их известно около двух тысяч и в своей совокупности они представляют первоклассный источник по истории развития государственных институтов Новгорода, так как право пользования ими принадлежало только официальным лицам администрации.

Матрицы печатей вырезывались, как правило, первоклассными художниками-торевтами и уничтожались во избежание злоупотреблений после смерти или смещения с административного поста их владельца. Поэтому, будучи датированы именами этих владельцев, подавляющее большинство которых известно по упоминаниям в летописи и других письменных источниках, актовые печати образуют идеальную хронологическую шкалу для наблюдений над развитием стилей прикладного искусства средневекового Новгорода от ХI до начала ХVI века, когда металлическая печать была вытеснена воско-мастичной.

Печати древнейшего периода характеризуются поясными изображениями на них святых, как правило тезоименитых владельцам, лаконичностью символического языка, обозначающего княжескую принадлежность печати изображением тамги, а церковную - изображением креста. В ХII веке преобладают печати с изображением святых в рост, позам которых присуща явная статуарность. С конца ХII века эти изображения обретают динамичность. ХIII век - время заметного огрубления художественного стиля и возникновения стремления дополнить изобразительные сюжеты, несущие информацию о владельце печати, развернутыми надписями. Этот прием становится главным в ХIV веке. Для последнего столетия новгородской независимости характерны поиски стабильной эмблематики. Так, уже в начале ХV века возникают и широко употребляются в печатях эмблемы новгородских концов. Символом Неревского конца становится орел, Славенского - "плют зверь", Плотницкого - Вседержитель, Людина - воин, Загородского - всадник. Характерно, что светские эмблемы концов развивают традиции древней символики, известной в памятниках прикладного искусства предшествующих веков.

Многие свинцовые печати являются несомненными шедеврами средневековой пластики. В ряде случаев их анализ позволяет установить единое авторство в изготовлении матриц и некоторых прославленных произведений торевтики.

vsemkopets
10.03.2009, 14:01
В древнерусском государстве печатями имели право пользоваться только представители высший государственной и церковной власти: Великий князь Киевский, князья, сидевшие на самостоятельных столах и посадники, управлявшие от имени Киевского князя отдельными частями Киевского государства, а также митрополиты.
На наиболее древнем типе княжеских печатей, называемом в сфрагистической литературе «печатями архаической традиции», сложившимся в Х в., до принятия христианства, помещались: изображения княжеской тамги – знака Рюриковичей, древнейшего гербового изображения и круговая надпись.
С середины XI в. до начала XII в. включительно распространяется «греко-русский» тип княжеских печатей. Они подражали византийским печатям, это печати с греческими надписями, расположенными в строки. На одной стороне таких печатей изображался христианский святой, имя которого носил князь, владелец печати, т.е. патрональный святой. На другой стороне обычно помещалась благожелательная надпись на греческом языке «Господи, помоги рабу своему» (ее могло и не быть) и далее указывалось христианское имя владельца печати, а иногда и второе имя – языческое или, так называемое, «имя княжее».
В начале XII в. появляется новый тип княжеских печатей, на одной стороне которых расположена благожелательная надпись на русском языке: «Господи, помози рабу своему», далее указывалось христианское имя князя. На другой стороне – святой, имя которого соответствовало названному в надписи.