PDA

Просмотр полной версии : Энциклопедия сверхъестественных существ


nochka21
24.07.2011, 00:22
О книге: Уникальное издание, в котором сводятся воедино разрозненные сведения о сверхъестественных существах.

Брауни и домовые, эльфы и карлики, василиски, драконы, единороги и прочие волшебные создания предстанут перед читателем как живые. Откроются холмы, в которых обитают сиды, разверзнется Мировой океан, являя взору Левиафана и кракенов, распахнутся земные недра, и оттуда выйдут цверги и гномы. Читатель узнает, где расположены легендарные острова Авалон и Буян, подобно Синдбаду-мореходу поднимется в небо на спине птицы Рух, побывает в пещерах, где стучат своими молоточками кобольды, познакомится с загадочными существами - хранителями кладов.

Энциклопедия сверхъестественных существ составлена на основе материалов германо-скандинавской, кельтской, индуистской, ведийской, славянской, японской, китайской, арабской и других мифологических систем.

В состав энциклопедии входит бестиарий — описание фантастических животных, рыб, птиц, таких как Пегас и Бегемот, Гаруда и Гамаюн. Книга содержит большое количество уникальных иллюстраций и рассчитана на широкий круг читателей.

Название: Энциклопедия сверхъестественных существ
Автор: Кирилл Королев
Жанр: Мифология
Год выхода: 2005
Формат: PDF
Количество страниц: 720
Места издания: Москва, Санкт-Петербург
Издательства: Эксмо, Мидгард
Качество: Отсканированные страницы
Качество: среднее.

[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

nochka21
24.07.2011, 02:12
Качество сканирования книги не очень хорошее, читать трудно, поэтому привожу из нее ниже описания некоторых духов, так или иначе связанных с кладами и сокровизами.

Вилкацис
Vilkacis — вариант написания названия Вилкациса, фактически вариант латышского написания названия Вервольфа
Vilkãtas — вариант литовского написания названия Вилкациса
Vilkatis — вариант написания названия Вилкациса, фактически вариант латышского написания названия Вервольфа
В литовском и латышском "фольклоре оборотень, человек, способный превращаться в волка. В большинстве случаев вилкацис ведет себя подобно вервольфу, но может совершить доброе дело — например, показать, где зарыт клад

Стуканец.
Bucca — одно из корнуолльских названий стуканцев
Bwca — одно из уэльских названий стуканцев
Knackers — вариант уэльского названия стуканцев
Knockers — оригинальное название стуканцев (уэльское, корнуолльское)
Tommyknockers — английское название стуканцев
Нокеры — транслитерация оригинального названия стуканцев, которую многие считают наиболее верным переводом на русский
В корнуолльском фольклоре горные фейри, искусные рудокопы, которым известно местонахождение каждой жилы в толще скал. Порой можно слышать, как они стучат своими молоточками в заброшенных штольнях. Если кто-то из людей придется стуканцам по нраву, они подскажут, где стоит копать. По преданиям, с помощью стуканцов многие рудокопы и впрямь находили богатые жилы. Кроме того, стуканцы предупреждают об опасности — принимаются стучать дробно, вразнобой, или же кто-то из них садится у входа в штольню и принимается громко стонать. В награду за то, что они приносят удачу, их следует подкармливать и раз или два в год шить им новую одежду. Стуканцы терпеть не могут, когда в шахте свистят или ругаются. Зато очень любят смех и веселье, а свист доводит их до такого безумия, что они даже могут свернуть свистуну шею. По некоторым источникам стуканцы — духи евреев, трудившихся когда-то в шахтах (этих евреев отправили под землю в наказание за то, что они принимали участие в распятии Христа).
Ростом стуканцы от одного до трех футов, одеты как рудокопы, в кожаных фартуках и с палками в руках. Стуканцов не следует путать со стукачишками, которые относятся к суматошникам и живут не в шахтах, а в людских домах.
Предание гласит, что однажды на троих рудокопов, трудившихся в шахте, обрушился град камней. Они отбежали на безопасное расстояние и вдруг увидели перед собой маленького человечка с камнем в руке. Ни говоря ни слова, он показал рудокопам за спину. Те обернулись — и увидели, как потолок штольни, в которой они работали, медленно осел, ломая крепеж.

ГНОМЫ
В современном европейском фольклоре крохотные существа, «позаимствовавшие» свои привычки и повадки у цвергов и карликов. Традиция гномов не знает; первое упоминание о них встречается у Парацельса. Гномы относятся к элементалам, то бишь к стихийным духам, которые делятся на четыре группы - гномов, сильфов, ундин и саламандр, то есть духов земли, воздуха, воды и огня соответственно. Парацельс считал, что гномы способны передвигаться в земле столь же легко, как по воде, и что главная их обязанность - стеречь подземные клады.

Карлики.
В фольклоре народов Западной Европы крохотные седобородые существа. Карлики отличаются могучим телосложением и недюжинной физической силой; зрелости они достигают трех лет от роду, а к семи годам у них отрастают седые бороды. Они добывают самоцветы и руду, куют оружие, доспехи и украшения, зачастую наделяя свои изделия магическими свойствами. Солнечного света карлики не выносят, ведь тот превращает их в камни; а потому они выходят на поверхность только с наступлением ночи. Кое-кто утверждает, правда, что карликов можно встретить и днем - дескать, они просто превращаются в жаб.
Отличительная черта в облике карликов - ступни, либо похожие на птичьи лапы, либо вывернутые задом наперед. Поэтому они носят плащи до пят. Считается, что узнать, карлик ли перед тобой, можно, если насыпать на дорогу пепел или муку, а потом внимательно рассмотреть следы.
К людям карлики относятся довольно доброжелательно, но падки на смертных женщин. В последнее время в обиходе карликов нередко отождествляют с гномами.

Лидерц.
В венгерском фольклоре бродячий огонек, который способен принимать человеческий облик. Он сходится с людьми, которые из-за этого потом заболевают. Еще лидерц насылает ночные кошмары. Как правило, он вылупляется из яйца, двадцать четыре дня находившегося под мышкой у человека (ср. представления о василиске и огненном змее). Своему хозяину лидерц приносит всякое добро, но связь с ним изнуряет человека. Чтобы освободиться от лидерца, следует дать ему невыполнимое задание - к примеру, принести воды в решете. Считается также, что бродячий огонек отмечает место, где зарыт клад.

Белые дамы.
В фольклоре германских народов сверхъестественные существа, которых нередко отождествляют с призраками и лесными духами. К людям белые дамы относятся вполне дружелюбно - выводят на дорогу заплутавших путников, превращают обыкновенные камни в чудодейственные амулеты, наводят на месторождения золота и серебра, помогают женщинам рожать и следить за домом, предсказывают будущее, утихомиривают бури и так далее. Впрочем, их очень легко рассердить неблагодарностью и жестокостью, и тогда они сурово карают обидчиков.

Кладавік — одно из белорусских названий кладовика
Кладнік — одно из белорусских названий кладовика
Кладовник — вариант названия Кладовика
Кладовый — название кладовика на севере

"Кладнік валодае скарбамі і ахоўвае незлічоныя багацці — аднак застаецца бедняком, таму што не траціць их на свае патрэбы. Сквапнасть выпрацавала ў ім злосць на ўсіх, ва ўсіх ён бачыць пасягальнікаў на сваё дабро. На саракавы дзень пасля Вылікадня Кладнік з зямлі выходзіць, каб прасушыць свае скарбы, але іх ніхто не бачыць. Вось гора дык гора!"

Каляндар "Беларускія нячысцікі"

"Безграничная в суевериях, измышлениях и неудержимая в поисках чудесного, народная фантазия сумела изобрести особых духов, которые охраняют зарытые в земле сокровища и ценности, известные под именем кладов. В южных окраинах Великороссии этот дух зовется "кладовиком", а подручные его — "кладенцами", и только в Севском уезде Орловской губернии главный дух, по недоразумению, носит имя Кудиара. На севере же его иногда попросту зовут "кладовым" и признают, что эти сторожа действуют всегда вдвоем: один из них — "лаюн", прозван так за то, что обращается в собачку-лайку при первом покушении на похищение клада, другой — "щекотун", оберегающий клад в виде белобокой птицы сороки-щекотухи."


Копша
Похоже, изначально именем "Копша" на территории нынешних минской и могилёвской областей (центральная и восточная Беларусь) называли языческое божество, хозяйку царства мёртвых.

"Копша — хтанічнае боства, валадарыня царства мёртвых. Копша уяўлялася страшнай, задымленай, у сажы і смале, неахайнай жанчынай (параўн. Сопуха). Жыве у дамавінах, старых магілах, турбуе нябожчыкаў, асабліва тых, каму у магілу не паклалі грошы ды іншыя неабходныя рэчы. Ахвяраванні Копшы рабіліся падчас паганскай трызны, на Радаўніцу. Копша згадвалася у прымаўцы: «3 грашыма і Копшы дагодзіш»."
Шпилевский П. Белорусские народные поверья.

Однако со временем это божество, как и другие многочисленные персонажи языческих пантеонов, было низвергнуто христианством в ранг мелких нечистиков.

"Мы не будем тратить время и бумагу, доказывая, что никаких богинь мертвых, тем более в виде грязной, испачканной смолой женщины по имени Копша, восточнославянская мифология не знает. В данном случае нас интересует лишь достоверность самой лексемы и наличие у нее какого-либо мифологического значения. Следы этого слова нам удалось отыскать пока у трех достаточно надежных авторов — Носовича, Максимова и Зеленина. Фиксирует это слово и Белорусско-русский словарь (Слоўник 1962), но явно с ссылкой на Носовича.

Носович дает следующее толкование:

"Кoпша — могильщик, могильный дух, для приобретения благосклонности которого клали деньги в гроб с покойниками. Слово, вышедшее из употребления и оставшееся только в пословице: " грошами и копше догодзишь".
Носович, 1870

Как видим, в сообщении Носовича подтверждается связь этого персонажа с миром мертвых, хотя и говорится о выходе лексемы из употребления. У Зеленина копша упоминается среди духов кладов — кладовика, кладового, лаюна, щекотуна (Зеленин 1995). Лексемы кладовик и кладовой зафиксированы в Словаре русского языка, лаюн и щекотун, идущие в общем ряду, надежно подтверждаются Черепановой (Черепанова, 1983) как вологодские обозначения духов кладов (со ссылкой на Тенишевский архив). Что касается копши, то, на наш взгляд, Зеленин заимствовал это слово вместе с другими названиями духов кладов у Максимова, которой, как известно, для своей работы использовал материалы Тенишевского архива и который считает копшу элементом белорусской мифологии. Перечисляя духов кладов он пишет:

"В Белоруссии этот дух (кладов — Е.Л.) превратился в маленького бога — Копшу, которого просят указать место кладов и помочь их отрыть, а при удаче благодарят, оставляя в его пользу известную часть добычи."

Как видим, Максимов и Носович приписывают копше совершенно разные функции, хотя и связанные с подземельной сферой, однако и тот, и другой считают саму лексему вполне достоверной. Это дает повод не записывать копшу в разряд безнадежных фантомов, а продолжить разыскание других материалов."

Купальский дедок
Купальскi дзядок — белорусское написание названия Купальского деда

Добрый лесной бог, встретить которого можно в лесу на Купалье. Только Купальский дедок может беспрепятственно собирать Купальские цветы; он ходит с корзиной и наполняет ее цветами, отчего она горит, как жар. Если встретиться с ним и разостлать перед ним белую скатерть, то он бросит на нее один цветок. Хватай тогда быстрее его и, разрезав ладонь правой руки, закладывай под кожу. Счастливый владелец чудесного цветка получает дар знать все на свете, и особенно, где какие богатства лежат и как к ним подступиться, какие заклятия на них наложены и как их расколдовать. Понятно, что злые духи, которые охраняют богатства, всеми силами стараются отобрать цветок.

Скарбник
Skarbnik — польское написание названия Скарбника
Скарбнік — белорусское написание названия Скарбника

Бытует несколько вариантов трактовки этого образа. За одним, казначей - это верный хранитель сокровищ своего хозяина, а также помощник во всех его делах. Однако после смерти хозяина он появляется со стаей воронов и вырывает проданную ему душу.

Другой вариант связан с популярными поверьями о закопанных и заклятых сокровищах, которые наделялись чрезвычайными свойствами. Эти сокровища разделялись на чистые и нечистые. К первым принадлежали те, что закапывались людьми во время сложных жизненных коллизий (войн, нападений, ограблений). На Гуцульщине, в частности, такими считали сокровища опришкив (горных разбойников, которые грабили панов и богачей и, вроде как, раздавали награбленное бедным). Остальные сокровища находились под охраной нечистой силы. Верили, что раз в семь лет закопанные и заклятые клады пересушиваются и горят. Те из них, которые ночью охраняет казначей, и есть заклятые. Взять их может только тот, кому они предназначаются. Когда же это будет посторонний человек, то сокровища превратятся в черепки, уголь, гадюк или лягушек.

Со сверхъестественными свойствами денег связано также поверье о заколдованной монете (инклюз), которая имела свойство притягивать другие деньги и таким образом обогащать своего хозяина. Опекал эту монету злой дух. Этот дух после смерти хозяина забирал его душу.

Дзедок
«Дзедок» (белорусский персонаж) погружал встречного добряка в глубокий сон и рядом с ним оставлял деньги. Это был старик с огненно–красными глазами и такой же бородой. Иногда голова «дзедка», издалека похожая на огонек, появлялась на месте спрятанного клада. Достаточно было бросить на нее шапку или хотя бы собственный волос, чтобы ценности появились на поверхности.


Белбог (Белобог, Белун) — воплощение света, бог добра, удачи, счастья, блага, олицетворение дневного и весеннего неба. Святилище его было на холме, открытом солнцу, а многочисленные золотые и серебряные украшения Белбога отражали игру лучей и даже ночью озаряли храм, где не было ни единой тени, ни единого мрачного уголка.
«На белой Руси не без добрых людей», — издревле говорили в народе, именуя белым и Отечество свое, и царя, и веру. А белый свет всегда был воплощением мира, земли и небес, всей необъятной Вселенной.
Живая память о древнем Белбоге и доныне сохраняется в преданиях о Белуне.
Особо почитали этого бога в Белоруссии. Здесь верили, что заблудившегося в лесу человека обязательно приведет домой седобородый старец, похожий на волхва. В счастливую минуту белорусы говорили: «Словно подружился с Белуном». Или: «Темно в лесу без Белуна».
Недаром в стародавние времена парни и девушки, собираясь с приходом осени на посиделках, распевали:

Хоть и светит в небесах луна — Ох, темно в лесу без Белуна!

Его почитают также подателем богатства и плодородия. Во время жатвы Белун приходит на нивы и помогает жнецам в их работе. Чаще всего он показывается в колосистой ржи с сумою и с...насморком ( :D ), манит какого-нибудь бедняка и просит утереть себе нос: если тот исполнит просьбу, то из сумы посыплются деньги, а Белун исчезнет. Если это делалось рукой, то он давал столько золота, сколько помещалось в ней. Если носовым платком — сколько помещалось в нем.

Земляная кошка
Земляная кошка - дух охраняющий клады в виде подземной кошки. "По тем местам от Гальяна до самой Думской горы земляная кошка похаживает. Нашему брату она не вредная, а волки её боятся, если уши покажет" (Урал), "Тут она и вспомнила про земляную кошку, про которую мужик сысертский сказывал. Дуняха и раньше слышала, где медь с золотыми крапинками, живёт кошка с огненными ушами. Ушли люди много раз видели, а кошку не доводилось. Под землёй она ходит" (Урал).

По легендам русских золотоискателей, один из сторожей заколдованных кладов - кот. Образ земляной кошки в уральских поверьях, возможно, навеян и природным явлением - это мерцающие (как кошачьи глаза) сернистые огоньки, выходящие из земли. Уточним, однако, что, по версии знатока уральский поверий П.П. Бажова, у кошки "мерцают" не глаза, а уши: "...вдруг два синеньких огня вспыхнуло. Ни дать ни взять - кошачьи уши. Снизу пошире, кверху на нет сошли. <...> Подбежала - точно, два огня горят, а между ними горка маленькая, вроде кошачьей головы. <...> Дивиться Дуняха, как они горят, коли дров никаких не видно. Насмелилась, протянула руку, а жару не чует. Дуняха ещё поближе руку подняла. Огонь метнулся в сторону, как кошка ухом тряхнула, и опять ровно горит. <...> Так и добежала до Чусовой реки, а уши уж на том берегу горят". (Бажов, 1992 год).
Земляные кошки питаются мышами, крысами и мелкими птицами - как и всякие другие лесные кошки. Для человека они полностью безобидны.
Если заметишь кошку, нужно подойти и протянуть к ней руку. Земляная кошка пуглива... . Она побежит к своему логову, и нужно следовать за ней.
Единственный шанс заполучить клад, который охраняет земляная кошка - это приманить и погладить ее.