PDA

Просмотр полной версии : ОВДА


Rimant
06.09.2011, 10:40
Хочу, на суд вам выставит свою историю, которая случилось со мной в 14 лет, не так далеком 1997 году. Напомню, что я с республики Марий Эл. И ваше право верить в эту историю или нет! Но в предисловии расскажу. Все мы, но или большинство в детстве проводили летние каникулы у бабушек и дедушек в деревне. Мое детство было не исключением, все летние каникулы я проводил у бабушки в деревне, с друзьями лазили везде, собирали ягоды грибы, купались в озере. Деревушка у же к тем временам была на грани исчезновения, было 14 дворов, жилых 9. Сейчас и того меньше. Старики вымирают. А молодежь уезжает в города. Но соответственно, дружков нас было немного, 3 – 4 пацана. Все вместе и шарахались. Как убежишь утром на пруд, и целый день, питаешься подножным кормом. Или сбегаешь на колхозное поле на берешь гороху стручкого и целый день им питаешься. Времена беззаботного детства. А вечерами когда приходишь домой бабушка рассказывала разные истории да небылицы. В один из вечеров поведала она мне такую историю.

Буду писать от ее лица.

«Было мне 14 лет. Лето было. Все ушли в поля, осталась я одна по хозяйству. Хожу по двору, кур на кормлю, воды скотине принесу, да отцу с братьями кушать готовлю. Да необходимость появилась в задний огород выйти. Не помню зачем. Выходить начала, калитку закрыла, думаю что бы курицы не вышли. Поворачиваюсь, и встала как копанная, на задах вдоль прясла (забора), не то человек, не то существо на двух ногах идет(назовём её ОВДА, позже объясню). Высокая и в вся в шерсти. Шерсть цвета чуть темнее песка пляжного. Испугалась я очень, а дома нет ни кого. Что делать не знаю. А существо остановиться, нагнётся, дальше пойдет. И таким шагом не быстрым. И меня главное не замечает. Я в право в лево, расстояние метров 50 до нее, сердце в пятки ушло. Вспомнила сосед дед дома, я к нему (имя деда не помню) прям по огороду, так мол и так. Вышли тут же смотрим стоит не уходит, но на нас не смотрит. Минут 15 за ней наблюдали. А потом ушла за овраг. И с поля видимости пропала. Время к обеду было, отец с работы пришел, мы с дедом к нему. Все рассказали. Сами все испуганные. Отец ружье достал, и пошел смотреть, нам сказал оставаться здесь. Пришел минут через 30, рассказывает, по траве видно ходил кто то, видно как будто лежала, трава сильно утоптана, как будто специально кружилась. А потом следы вышли с оврага и пропали куда то, потерялся след иначе. Да немного шерсти принес, с кустарника снял.»

Дальше конечно рассказ пошел, по деревне, кто то верил, кто нет. Но бабушка, мне часто рассказывала, и вспоминала эту историю из своей жизни. Что касается меня я наверное больше верил, чем нет. Иногда казалось, что бабушка просто пугала меня, что бы ни лазил где не надо. Мальчишкой я рассказывал своим деревенским друзьям эту историю. Мы хихикали, и как то всерьез все равно это не воспринимали. Но однажды ……….

Ну так вот был 1997 год, времена когда с деньгами было худо. И денег на карманные расходы, взять не где. Бабушка особо не баловала. Ходили мы на оживленную трассу, благо не далеко от деревни то было, продавать, всякую мелочь. Ягоды, картошку, молоко, грибы – все такое. Деньги на жвачку, да сигареты зарабатывать. Тогда курить то и пробовал начинать в первый раз. Был уже август месяц, поля с пшеницей были уже убраны, возвращались мы в деревню с очередного похода на трассу. Идем смеемся, прикалываемся втроем, думаем, что будем делать завтра. И не дойдя до деревни метров 30, в стороне за деревней замечаем, существо (ОВДА), идет по скошенной пшенице. На дорогу песчаную вот, вот выйдет, дорога которая огибает деревню по задам огородов. Расстояние до «существа» метров 60-70 не больше. Вид у нас отличный, так как, случаем мы оказались немного на возвышенности, а деревня чуть в низине с права, а это существо, двигалось по одаль впереди с лева. Я схватил камень, стоим втроем смотрим, я Сашке говорю свисни. Тот свистнул, и она обернулась, ускорила шаг, вышла на эту дорогу, прошла по ней метров 15, зашла за куст и дальше мы уже ее не видели. Я говорю пойдем следы смотреть, она же по песку шла, значит следы остались. Пацаны мне, пи$нался что ли пошли домой, быстрей. Одному мне было очково идти следы смотреть. И мы быстро пошли по домам. Я домой, все рассказал бабушке, бабушка в очередной раз просветила своей историей. По описанию бабушки была она точь, в точь, песчано-рыжеватая, да высокая. Обратил внимание, что шерсть у нее комками, как у собак бездомных. Всю ночь я ворочался, всю ночь не мог уснуть, всю ночь в маленькой деревне лаяли все собаки. Что то, в 14 лет мне было страшно. Совпадения были в том, что мне когда я увидел было 14 лет, как и тогда бабушке. Второе, что на том же месте, так как участок все тот же, что и 100 лет назад. Может там тропа её. На зренее пожаловаться то же не могу. Не пили, курить баловались (тобак не более). Да и было нас трое.

Потом когда я уже был студентом, я вычитал информацию в библиотеке, о марийской мифологии. Может похоже на ОВДУ. Правда вот грудей за спиной мы не заметили, и вся в шерсти.

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
У этого термина существуют и другие значения, см. Овда (значения).
Овда́ (мн.ч. О́вды) — злые духи в марийской мифологии.
Описание
Легендарные существа женского пола с закинутыми на спину большими грудями, любящие кататься на лошади. Имеют перевёрнутые ступни и могут заездить лошадь до смерти, защекотать её и даже забросить на дерево. По представлениям моркинских марийцев живут в горах, малмыжских — в лесу, волжских — в реке и в горах.
Этимология
Как и удм. Обда — «обезьяна», термин заимствован из иранских языков. Татарский и восточномарийский аналог — Албасты́, чувашский — Албаста.
Овда, йети, снежный человек, в разных местах по разному называют.

Еще один раз по каналу ТНТ показывали передачу «Необъяснимо, но факт», о том как Сергей Дружко, искал эту ОВДУ, в наших марийских лесах. Он рассказывает, что ОВДА, это какой то динозавр, чушь полная. Но посмеяться можно.

Хожу теперь лесам да по полям нашей марийской республике с МД, и думаю, какая вероятность еще раз повстречаться.

Надеюсь не утомил, небольшим рассказом.
Всем большое спасибо.

кубышка
06.09.2011, 11:38
Добавлю немного........:)

Овда – это имя известно в нашем регионе даже тем, кто и вовсе не знает ни одного слова на марийском. Жутковатым образом дряхлой и безжалостной старухи с детства пугают маленьких детишек впечатлительные мамаши и поныне, прикалывают булавочку с внутренней стороны одежды, чтобы отвела дурное слово или взгляд, и свистящим шепоточком полным ужаса уговаривают своих чад обходить стороной маленьких скрюченных старушек на улицах (по крайней мере - не смотреть им в глаза).
Еще в древности славянские племена, проживавшие бок о бок с предками современных мари, мордвы, коми, удмуртов, саамов, хантов, манси и, отчасти, чувашей (народ тюркской языковой группы на 2/3 имеющий финно-угорские традиции и обычаи), знали, что их соседи владеют загадочной силой природы: умеют приманить зверя, заговорить кровь, сварить приворотное зелье, ведают разные травы и корения. «Чудь белоглазая» - так называли поморы низкорослых и тонкокостных соседей, обладавших характерным светло-светло-серым («водянистым») цветом глаз и волос. «Чудь» - то есть чудесный, магический народ, а потому опасный, как все иное и непонятное. Да и в легендах и сказаниях самих мари есть повод для подобных страхов.
Одним из самых ярких персонажей является Овда / Овада. Она чем-то сродни русской Бабе-Яге. В культурологической традиции это безумная старуха с пеной у рта, которая ночью несется нагой с развивающимися клочьями волосами и обвисшими грудями на дикой лошади, похищающая младенцев ради их крови и наводящая порчу на «красных девиц» и «добрых молодцев». В более поздних народных поверьях - это одинокая старая женщина, живущая на окраине селения или в заброшенной деревне, чей возраст уходит в глубь веков («Когда моя бабушка еще была маленькой девочкой, Она уже была древней как мир» - так сказал автору однажды известный марийский художник Иван Ямбердов про одну знакомую ему Овду из Килемарского района республики).
Обычно Овда специализируется на наведении порчи и сглаза, но способна также извести нерожденный плод из чрева матери, сотворить любовный приворот либо отворот. К ней обращаются тайно, под покровом ночи, поскольку ее покровитель сам Керемет (марийский дьявол). Безусловно, она может и помочь при родах, врачевать, но природа ее знаний такова, что за каждое доброе дело она должна сделать три злых (Во как! Какой интересный «баланс» - вроде, как и не хочется, а нужно!). Денег она за свои злодеяния не берет, от подарков, конечно, не откажется, но, обращаясь к ней, человек закладывает собственную душу – не больше и не меньше.
Есть мнение, что Овда время от времени принимает облик прекрасной юной девушки, вызывающей в любом мужчине непреодолимое сексуальное влечение, но в самый ответственный момент, превращающейся в жуткую старуху, высасывающую из своего случайного любовника все соки и жизненную силу (вспомним «девицу-огневицу» или иначе «огневку» из Бажовских уральских сказов и вековые страхи мужчин растворится в ненасытной роковой женщине).
Считается, что Овда перед смертью должна обязательно передать свой ДАР (именно дар, а не что иное) и «злую» судьбу какой-либо женщине, а еще лучше невинной девочке, непременно взяв ее за руку. А знания и умения, мол, придут потом сами собой. Отходит Овда в мир иной тяжело, долго и страшно мучается, расплачивается за свои и чужие грехи и ведьмовство. Да и не умрет она до тех пор, пока либо не прикоснется к будущей наследнице, либо пока перепуганные соседи не выломают дыру в крыше ее дома, а иначе ее «черная» душа не покинет тело.
До сих пор почти в каждой марийской деревне вам расскажут о том, где здесь живет местная Овда и даже покажут дорогу за умеренную плату. Наиболее «добрые бабушки» проживают в Сернурском и Килемарском районах края. Хотя давно известно, что любое колдовство, наведенное Овдой, - это палка о двух концах. Да, оно даст результат, но счастья от этого не будет: рожденный бесплодной женщиной ребенок вырастет наркоманом, вылеченный от рака человек умрет через год, например, под колесами поезда, а привороженный мужчина сопьется. Но некоторые все же считают, что цена того стоит. Бог им судья!
Комментарий Ведьмы: разговаривала с одной дамой, которая родилась в отдаленной марийской деревне. Она сказала, что бабушка ей рассказывала, что овда - лесной дух, ноги и руки у нее вывернуты наоборот по отношению к телу (т.е. пятками и локтями вперед. Овда - не человек. Все это интересным образом соотносится с работой Проппа).
И еще об овде...
теперь с точки зрения этнографии
Материал представлен К. Ситниковым. Это фрагмент его книги "Словарь марийской мифологии"

ОВДА, Г о выда, диал. овыча «овда», овда калык «народ Овда». Полумифический аборигенный народ, обитавший в эпоху раннего средневековья на территории между Волгой и Вяткой, занятой позднее марийцами (совпадение ареалов обитания народа одо «удмурт» и бытования преданий об Овде позволили Акцорину (1967) сделать вывод об их идентичности). Непривычный для мари образ жизни народа Овда способствовал его мифологизации, в результате чего он приобрел многие черты, характерные для нечистой силы. Так, Овда обитают в местах, традиционно связанных с нечистой силой (Овда самих часто называют нечистый, кереметь): в пещерах на возвышенности, под горой, в овраге, в старом дереве (ср. кереметь), под мельницей (ср. вÿд ия), в лесу (ср. таргылтыш). Иногда Овда ночуют под стогами, а утром всей семьей возвращаются в лес. Как нечистая сила, Овда боится осинового дыма. Женщины Овда имеют длинные растрепанные волосы, длинные груди, которые они перекидывают крест-накрест через плечи, повернутые назад ступни. Другими отличительными чертами Овды могут быть огромный рост, шерсть по всему телу, сердце, которое во время сна вынимается наружу через подмышку, и т.п. Некоторые, однако, считают, что Овда невидимы. Иногда Овда – великаны (поэтому их называют кугу калык «большой народ», кужу е «высокий человек», кужу чапан «большестопый»). Там, где Овда-великаны вытряхивают лапти, образуются курганы (например, Овда курык «гора Овды»). Овда способны съесть гору блинов, миску каши, выпить ведро кваса (ср. опкын). Иногда Овда имеют крылья (шулдыран айдеме-шамыч «крылатые люди») или принимают облик птиц (кайык Овда «Овда-птица»). Овда устраивают свадьбы – Овда сÿан, во время которых (под утро) они с криками пролетают по небу (МФ 1991, 228). Чаще, однако, они устраивают свадьбы ночью, выбрав для этого чей-нибудь дом: в полночь они стучатся и просят разрешение провести свадьбу. В случае отказа проклинают хозяина или всю деревню (в результате человек умирает, деревня вымирает). На своих свадьбах Овда поют протяжные песни на непонятном языке, хотя вообще свободно говорят по-марийски. Овда живут семьями, заводят детей, иногда при трудных родах обращаются за помощью к повитухе, после чего щедро награждают ее. В одной быличке Овда кува не может разродиться, и ее муж, обернувшись человеком, приводит к ней повитуху, после чего предлагает ей золото (230). У Овды всегда много денег, они торгуют на базаре пушниной (их можно узнать по повернутым назад ступням) и щедро расплачиваются золотом или серебром за любую услугу. В другой быличке Овда заходят в лавку, чтобы выпить пива, и расплачиваются, не жалея денег. Устраивая свадьбу, Овда просят истопить баню, приготовить для них блины, квас, пиво, за что щедро вознаграждают. Овда любят ходить в баню всей семьей или гурьбой, они моются после мужчин, но до женщин, после чего оставляют в котлах золотые и серебряные монеты. Марийцы ходят в гости к Овде, роднятся с ними, мужчины-Овда сожительствуют с женщинами-марийками, но дети у них рождаются уродами. Иногда Овда крадут детей, подкладывая вместо них завернутые в пеленки чурбаны (ср. монча кува). Тем, кто им понравится, Овда помогают разбогатеть, способствуют охоте, чадородию. Если же им отказывают в какой‑либо услуге, не оставляют им угощение, наказывают их детей, они насылают проклятие на человека или целую деревню (проклятия Овды всегда связаны с уменьшением численности людей). В быличке мариец встречает в лесу сидящую на дереве голую (= дикую) девушку – Овда ÿдыр «девушка-Овда». Она предлагает ему взять ее в жены, иначе она проклянет его (236-237). Вообще, Овда видятся существами, стоящими на более низкой, по сравнению с человеком, ступени развития, их называют ир айдеме, ир е‰ «дикий человек», ир ÿдырамаш «дикая женщина». В другой быличке Овда ÿдыр вредит марийцу-охотнику, выпуская зайцев из силков. Мариец ловит ее и намеревается застрелить из ружья (ср. вувер, Азырен), но она предлагает ему взять ее в жены. Благодаря сверхъестественной работоспособности Овды мариец быстро богатеет. Ложась отдыхать, Овда предупреждает мужа, чтобы он не подглядывал за ней. Мариец нарушает запрет и видит, что Овда спит, вынув сердце наружу через подмышку. После этого Овда умирает (227-228). Любимое развлечение Овды – катание на белых лошадях (чаще ночью, но иногда днем), которых они могут заездить до изнеможения. Поскольку ступни Овды повернуты назад, они скачут на лошадях, сидя спиной к голове (иногда говорят, что лошадь, на которой едет Овда, бежит задом-наперед). Лошадь, на которую вскочила Овду, невозможно изловить. Только намазав спину лошади живицей (смолой, дегтем), можно изловить Овду. Пойманную Овду обычно избивают или убивают. При этом она просит не оставлять ее детей сиротами. Если Овду отпускают, она может щедро отблагодарить (например, большой рыбой). Если убивают, перед смертью она проклинает человека, поймавшего ее, или всю его деревню. Иногда на лошадях катаются дети Овды, при этом они сидят по двое спина к спине. В быличке пойманные и наказанные марийцем дети Овды жалуются родителю, и тот проклинает деревню с тем, чтобы у ее жителей не рождались дети и она вымерла. Тогда мариец идет к старому дереву, где живут Овда, и поджигает его. Когда дерево сгорает, под ним обнаруживаются двенадцать черепов (228-229). В другой быличке мариец сжигает подземные жилища Овды, после чего на их месте образуется яма (овраг). Возле этого оврага Овда является пьяным в облике знакомого и сбивает их с пути. Только перекрестившись дважды, можно найти дорогу (233-234). Овда были хорошими солдатами, они помогали русским и всегда побеждали врага. После боя Овда вытряхивали из шинелей пули, называя их горохом (235). В образе Овды прослеживаются черты различных мифологических существ: водяных (они живут в воде, ждут угощения от рыбаков, награждают большой рыбой), домовых (они любят щекотать людей, особенно женщин, доводя их до истерического смеха, который часто приводит к смерти). В быличке охотник находит в лесу плачущего в зыбке ребенка с серебряным рожком, приносит его домой и хорошо ухаживает за ним. Через некоторое время появляется его мать – Овда, забирает ребенка, а в благодарность оставляет во дворе большую рыбу (238-239). В свою очередь, Овда в облике женщины с волосами до пят и перекинутыми через плечо грудями является на плач ребенка, забытого в поле, укачивает его, успокаивая. Овда способны к перевоплощению. В быличке Овда в облике нищенки просит марийцев подвезти ее, но они проезжают мимо. Через некоторое время Овда догоняет их в облике мужчины в чугунном колпаке, подсаживается в их тарантас и просит возницу спеть. Когда в ответ просят спеть Овда, он свистит так, что гремит весь лес. Иногда Овда рассматривается как главный дух зла, инициатор «грехопадения» и разобщения марийского народа. В старину он похищает по два-три человека от каждой семьи и уносит в «иной мир», где учит их пить, курить, блудить. Вернувшись обратно, они обучают этому остальных. После этого бог оставляет марийцев и переселяется на небо. С тех пор марийцы селятся отдельными хуторами, жгут леса под посевы и разводят домашний скот (225-227). В этом мифе отражены исторические процессы, связанные с переходом от охотничества к земледелию и скотоводству. Таким образом, Овда выступает здесь как своего рода культурный «антигерой». Встреча с Овдой вызывает несчастье (ср. таргылтыш), неудачу в охоте (вызванную, видимо, проклятием самой Овды). Иногда Овда предстает как существо с одной ногой (ср. пийнерешке), поэтому бегает зимой на одной лыже. Под мышками у Овды имеются отверстия, и человек, попавшийся Овде, может одолеть ее, сунув руки в эти отверстия. Лишив Овду силы, следует скрыться, ступая по следам Овды, чтобы она не могла выследить и догнать. Борясь с Овдой, следует быть осторожным, чтобы не пролить ни капли ее крови, поскольку каждая такая капля превращается в Овду. Некоторые верят, что Овдой становится некрещеный младенец, рожденный вне брака и умерщвленный или брошенный матерью. Обычно Овда живет в лесу, где можно слышать, как она хлопает в ладоши и смеется. Часто Овда выходит из леса, чтобы погреться на солнышке и расчесать волосы. Овда боится старинного черемисского пояса, поэтому перед походом в лес, чтобы обезопасить себя от Овды, надевают такой пояс. Кроме того, Овда боится собак, поэтому, идя в лес, берут с собой собаку. Овда может заманить человека в незнакомую чащу, зовя его по имени. Там она нападает на человека и щекочет его до смерти. Иногда Овда заставляет человека плясать до изнеможения (ср. монча ия). Овда пугает заночевавших в лесу людей резкими криками, собачьим завыванием, вороньим карканьем. Встреча с Овда повергает человека в такой ужас, что он может потерять дар речи на несколько дней. Иногда, наоборот, Овда пугается встречи с человеком и старается скорее скрыться. Иногда Овда живет в озере или стоге сена. Озерная Овда затаскивает в озеро мужчин (но не женщин), не разрешает ловить в озере рыбу. Овда, живущая в стоге сена, сердится, когда сено увозят, и насылает на деревню проклятье с тем, чтобы она никогда не увеличивалась. Овда часто устраивают свадьбы. Если человек, узнав, где проедет свадебный поезд, выставит на его пути угощение, Овда в благодарность оставляют монеты. Если же, зная о проезжающем свадебном поезде Овда, не выставить никакого угощения, Овда проклинают (Sebeok 1956, 86-87). «Яга-баба – абда или обача может быть искаженное татар. [...] убыр, чуваш. вубур, малоросс. упырь, польск. upior; он у чуваш съедает луну (затмение луны)» (Золотницкий 1877, 24)

....от себя могу добавить, что лично не сталкивался, но знал двух человек,видевших Овду....знаю даже одно глухое место, типа пруда...там Овды жили по рассказам местных вплоть до 60-х годов....