PDA

Просмотр полной версии : Техника монетной чеканки


Solomon88
11.11.2010, 02:13
Знание процесса и приемов монетной чеканки облегчает нумизмату элементарное определение монет (по форме и внешним признакам сравнительно легко определить примерное время и территорию, где выпущена монета), установление их подлинности. Развитие методов нумизматического исследования невозможно без знания техники монетной чеканки.



Техника чеканки монет в античности имеет много общего с ручной чеканкой европейского средневековья, на которой мы достаточно подробно остановимся ниже. Основные характерные черты античной чеканки можно свести к следующему.



1) Ряд крупных медных монет античности изготовлялся с помощью литья. Это монеты Ольвии VI—IV вв. до н. э., древнеримские ассы, а также некоторые монеты Римской империи III в. н. э. Они обычно изготавливались в групповых литейных формах и нередко имеют следы литиков — остатков металла, застывшего в соединительных канальцах формы. В античном монетном деле техника литья не имела такого распространения и длительного применения, как, например, в Китае, но все же играла большую роль, чем в средневековой Европе, где литыми были немногие монеты чрезвычайных обстоятельств и фальшивые монеты.



2) Монетные кружки античных монет все были литыми. Это были слитки овальной, бобовидной, а иногда шаровидной (в Сицилии) формы. Этим определяется значительная толщина античных монет.



3) В архаический период истории Греции чеканка в значительном числе случаев производилась лишь с помощью одного штемпеля — нижнего, укрепленного в наковаленке. Чтобы удержать слиточек на нижнем штемпеле, он, слиточек, прижимался металлическим стержнем с шипами или несколькими металлическими стержнями, по нему или по ним и производился удар молотом, т. е. чеканка. Поэтому древнейшие греческие монеты имеют изображение лишь с одной стороны, а с другой — только следы стержня или стержней. Эти следы часто имели прямоугольную форму и получили название quadratum incusum. Квадратум инкузум долгое время сохраняется на афинских тетрадрахмах V—IV вв. до н. э., что обычно объясняется стремлением афинян сохранить прежний, привычный вид монет, к указанному времени завоевавших особое положение в торговле Греции.



Монеты городов Великой Греции (Южной Италии) около 550—475 гг. до н. э. имеют примечательную особенность: при обычном изображении на л. с. эти монеты на о. с. имеют, как правило, такое же, но вогнутое, вдавленное изображение. Это — nummi incusi. Архаические монеты некоторых городов Этрурии (особенно Популония) одну сторону имеют совершенно гладкую. Возможно, обе последние разновидности родственны монетам, имеющим квадратум инкузум: в одном случае кружок прижимался к наковальне стержнем с выпуклым изображением (часто упрощенного рисунка), в какой-то мере заменявшим шипы, в другом — вероятно, довольно широким плоским стержнем, имевшим углубление по диаметру большее, чем размер монеты.



Техника монетной чеканки нашла отражение в изображениях на античных нумизматических памятниках. На римском денарии с именем монетария Тита Каризия (45 г. до н. э.) представлены наковальня — нижний штемпель, молоток и щипцы, которыми подавались и придерживались перед чеканкой разогретые монетные кружки-слиточки. На медной монете города Пестум (Поседония) и на одной из римских бронзовых тессер можно видеть сам процесс монетной чеканки.



Вероятно, чтобы внушить доверие к качеству монет, которые нередко были субэратными (с медным или железным ядром), некоторые из римских республиканских денариев с середины II в. до н. э., некоторые монеты Карфагена и Сирии (также II в. до н. э.) получают зубчатый гурт (nummi serrati, или nummi dentati, т. е. «зубчатые монеты»).



Следует остановиться еще на одной особой форме монет, обусловленной какими-то техническими приемами, еще не объясненными исследователями. Имеются в виду скифатные монеты (nummi scyphati), вогнутые с одной стороны и имеющие форму мисочки. Термин скифатный для таких монет стал использоваться в нумизматической литературе (прежде всего английской) только со второй половины XIX в. До этого времени для вогнутых монет использовали термин concavus (лат.), concave (англ. и фр.) или ScMsselfdrmig (нем. — «блюдечкообразный»), хотя термин скифатный засвидетельствован источниками уже в 1024 г. Он применялся в Южной Италии и, по мнению известного английского нумизмата Ф. Грирсона, имеет арабское происхождение. Термин применялся для отличия более тяжелой монеты от более легкой . В Византии, с которой связана чеканка скифатных монет, имелся для вогнутых монет свой термин — трахея. Этот термин был прежде всего связан с появлением золотых монет-гистамен (стамен), сменивших византийский солид при Никифоре II (963—969), принявших при Алексее I (1081—1118) вогнутую форму. Имелись трахеи аспрон, т. е. «белые вогнутые монеты». Из электра это были 1/3 гиперпера (сменившего в 1092 г. гистамену), а из биллона первоначально 1/48 гиперпера. Скифатные монеты чеканились с середины XI до XIV в. и могли быть золотыми, серебряными и бронзовыми. После падения Византии чеканка скифатных монет продолжалась в государствах-наследниках Византии — Никее, Салониках, Эпире.

Техника европейской монетной чеканки с XVI в. достаточно хорошо изучена — в руках исследователей было для этого достаточно разнородных источников.Расплавленное серебро выливалось в канаву в земле или специальные глиняные формы. Полученный слиток носил название цан.



Изготовление монетных пластинок начиналось с расковки цанов молотками, чтобы сделать их более тонкими. Уже в XIV в. на Рейне для получения пластинок нужной толщины начал применяться плющильный стан. Более широкое распространение он получил в XVI в. Из раскованного листа изготовлялись монетные пластинки. С помощью ножниц сначала вырезались четырехугольные пластинки, а затем их углы срезались, приготавливался обычный для монеты кружок. Изготовление монетного кружка с помощью ножниц было трудоемким процессом. Потери времени пытались сократить различными способами. Иногда монетная пластинка оставлялась четырехугольной, что в раннем средневековье особенно характерно для скандинавских стран. Именно поэтому монеты на четырехугольной пластинке получили название клипп от шведского глагола klippa — «резать ножницами».



На территории Южной Германии и Австрии в XII —XIV вв. при изготовлении монетных пластинок применялся другой способ придания им удобной округлой формы — углы округлялись с помощью ударов молотом. Следы этих ударов хорошо заметны на монетах и получили название Vierschlag (Quadratum supercusum). Благодаря этому способу, применявшемуся в Меце в X в., а в Базеле — с середины XI в. и распространенному в Южной Германии в XII в., не только притуплялись углы монетной пластинки, но и уменьшались потери.


Техника русской ручной чеканки XIV—XVII вв. мало чем отличалась от такой техники других европейских стран. Основное отличие было в ином способе изготовления монетной пластины. На Руси проволоку резали на определенного размера кусочки, которые в результате расплющивания превращались в небольшие овальные монетные пластинки, что и определяло отличный от западноевропейских монет внешний вид русских денег.

Для авторской статьи указывайте источник и приводите её полностью, а не только начальный фрагмент.
Статья приведена из: [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

LLAS
11.11.2010, 02:39
На одном форуме...

Solomon88
14.11.2010, 00:21
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])
После объединения Русских княжеств в 1534г., на Руси была проведена денежная реформа. Стали чеканить единую общегосударственную монету (копейки, деньги (1/2 копейки), полушки (1/4копейки)).Во времена правления Петра I (нач. 17 в.) была проведенная новая денежная реформа. С 1700 г. стали чеканить серебряные рубли, полтины, полуполтины, гривны, алтыны, медные копейки, полушки и полуполушки. Из золота чеканились червонцы. Они чеканились не из проволоки, как в 14—17 вв., а на специальных монетных заготовках — кружках. В таком виде русская денежная система без особых изменений просуществовала до 21 в

flex
14.11.2010, 00:28
Вот что наковырял


Чеканка по-русски.Технические приёмы чеканки русской монеты могут быть по праву предметом исторической гордости. Если не считать те «златники» и «сребреники», выходившие в обращение при князях киевских по византийскому образцу и подобию, эти приемы по-своему уникальны. Но прежде чем взяться за этот вопрос, обратимся к истории. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

В Древней Руси, начиная с ХII в. и кончая XIV в., наступил так называемый «безмонетный период». Она никак не могла чеканить свою монету из-за многочисленных походов крестоносцев в её ceвepо-западную часть, а также из-за нашествия монголо-татарских орд. С западных стран не шёл серебряный талер, а с юго-востока- серебряные дирхемы и денарии. Как известно, древняя Русь природных сырьевых запасов драгоценных металлов не имела и вела перечеканку из завозимых монет.

В силу этих причин были в ходу киевские, новгородские, литовские и черниговские слитки и гривны. С начала XIV в. всё чаще, судя по памятникам письменности встречается новое название крупной «монолитной» платежной единицы - рубль, как части, отрубленной от слитка или гривны. Да, но как же тогда обходились при расчётах за мелкие товары?

Есть сведения, что рубль рассекали пополам. Так, в обиходе обрисовалось понятие о предполагаемой форме полтины, от слова полоть (половина туловища животного, которую рассекали пополам по длине). Выходит из рассеченного надвое рубля получали полоти. В свою очередь и полоти делили пополам и получали отрезки, называемые четверть.

Карта городов, где
чеканились c XV в. монеты [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Чеканка по-русски.Но как бы ни выстраивались друг за другом гривны, рубли, полоти и четверти, этого было мало для расчётов за мелкий штучный товар на рынке.

Поэтому, не «расточая серебра», в качестве денег служили в 6езмонетный период шкурки пушных зверей - куны, веверицы, раковины-каури, а также «стандартизированные» изделия древнерусской промышленности - пряслица, стеклянные бусы, браслеты и прочее.

Более или менее одновременно началась чеканка монеты в княжествах центральной и Восточной Руси – сперва, как считают, в Московском, затем в Суздальско-Нижегородском и Рязанском. С Х\/ в, чеканка монет распространилась не только на Москву, но и окружающие её города Дмитров, Верею, Можайск и Серпухов, затем Псков, Новгород, Тверь, Углич и Галич.

Как делилась копейка. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Чеканка по-русски.О том, как удалось «раздробить» высокоплатежные свойства гривны, рубля, полтины и полуполтины на более мелкие и ходовые в рыночной торговле монеты, свидетельствует -гравюра из книги западно-европейскогопутешественника Адама Олеария «Описание путешествия в Московию», изданной в 1647г. На гравюре изображены номиналы с пометками «монета новая». В обращении находились серебряные копейки царя великого князя Дмитрия Иоановича Ростовского, царя великого князя Михаила Фёдоровича Московского, серебряная «денежка» князя великого Ивана, а также серебряная «полушка». Таким образом, появился чёткий ряд, разменной монеты, начинавшийся с копейки. Копейка делилась на денежки – полкопейки, денежка делилась на полушки - четверть копейки.

Стали чеканить свою монету уже и многие младшие князья, державшие уделы под рукой великих князей. Это дело началось в мастерских ремесленников-серебряников, которые работали не столько по заказу, сколько по разрешению князей. Забота о производстве и постоянном возобновлении запаса монеты в обращение предоставлялась тому, кто в ней нуждался и имел при этом в своём распоряжении сырьё - серебро, то есть в основном торговым людям.

У великого князя был собственный серебряник-денежник (мастер ремесленник, самостоятельно обеспечивающий всю технологическую цепочку изготовления монеты) или даже несколько ремесленников, откупавших у него право чеканить монету и, таким образом, принимать заказы на её изготовление. Денежника великого князя с его несложным набором инструментов могли приглашать к себе иногда и удельные князья. А постоянные денежные дворы, полностью контролируемые государством, возникают позднее.

Да, с возобновлением чеканки русских монет техника монетного производства была своеобразной, причём сохранялась такой вплоть до петровского времени. Вместо того, чтобы расковывать серебро в листы (как это делалось в западно-европейских странах), вырезать или вырубать кружки, слиток серебра вытягивали в проволоку, которую делили на равные отрезки нужного веса. После плющения в чеканку шли слегка овальные пластинки; этот способ надёжно избавлял от дополнительной переработки отходов, неизбежных при заготовке кружков, обеспечивал сравнительно высокую выравненность веса монет.

Схема чеканки монет по-русски: а - слиток серебра,
б- раскатка на проволоку и рубка, в - плющение,
г - штемпели для ручной чеканки, д- готовые монеты "чешуйки". [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Чеканка по-русски.Есть мнение, что способ чеканки «проволочных» монет был позаимствован у Золотой Opды, но пока это ещё не доказано никакими исследователями. Изучение же проволочных монет убеждает, что они чеканились между несопряженными штемпелями – рука захватывала цилиндрический верхний штемпель, как придётся. Сохранились штемпели такого вида, относящиеся к концу XVIIв. Калёные железные штемпели XIV – XV вв. были довольно стойкими и могли давать много оттисков на тонких серебряных пластинках, которые после плющения отжигались, чтобы серебро приобретало большую пластичность.

В конце XV века вместо того, чтобы вырезать вручную каждый штемпель, углубленные изображения и надписи стали выбивать на раскаленном железе штемпельных болванок особо прочным маточником, на котором было вырезано рельефное изображение и надпись, как на самой монете. Применение маточника удешевляло производство и давало возможность достигнуть большего единообразия монет.

Совершенствуюсь и централизуясь, от реформы к реформе, государство устанавливало строгий контроль над производством монет.

Право чеканить монеты имели только государевы денежные дворы. Денежники-откупщики, золотых дел мастера, которые могли чеканить монеты для всех желающих, как писал С.Герберштейн, ушли в прошлое. Правда, и сейчас любой владелец серебра мог принести его на денежный двор. Но за чеканку монет он должен был платить пошлину в казну. Чеканка монет была одной из прибыльных статей государственного бюджета. Но главным поставщиком сырья на денежный двор и главным заказчиком была сама государева казна.

Металл, привезённый на денежный двор, взвешивали, голова и целовальники записывали его в приходные книги. Затем призывались рабочие-плавильщики, которым надлежало начать длинный процесс превращения сырья в монеты.

Голова записывал в специальной книге «что дано меди плавильщикам», брал с них расписку, и медь переправлялась в плавильню. Плавильня обычно располагалась в дальнем углу двора, в «застенье»; от остальных построек денежного двора её отгораживал забор. Здесь же были вырыты два колодца.

В «застенье» стояли несколько плавильные печи, горнов, наковален и железные зубила, которыми рассекали металл. У каждой печи работал один плавильщик. Металл рассекали на удобные для плавления части, затем плавили. После этого его передавали в кузнечный сарай, где было много горнов и наковален.

Кузнецы делали из плавленого металла стандартные по размеру бруски, соединенные в «гнёзда». После этого «гнёзда» взвешивали, высчитывали, сколько выгорело в процессе плавки, и итог отмечали рядом с записью о выданном плавильщикам металле. Затем «гнёзда» поступали в денежный «предел», а в специальной книге опять записывалось, «что давано денежным мастерам меди».

"Молотовый снаряд" [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Чеканка по-русски.
Прежде всего «гнёзда» поступали к волочильщикам, которые « на денежном дворе прутовую медь волочат». Они вытягивали на волочильных станках из брусков меди проволоку диаметром около 5-6мм.

Это была очень трудоёмкая работа, и при каждом волочильщики работали ещё трое подсобных рабочих. Все они помещались в нескольких «волочильных избах» с волочильными станками.

От волочильщиков медь поступала к бойцам, располагавшим большими наковальнями и гладкими чеканами. Чекан представлял собой железный закаленный стержень, один конец которого был заглажен и не имел изображений и надписей. Проволоку предварительно разрезали настрого определённое количество кусочков. Эти кусочки проволоки плющили гладкими чеканами. Получали неправильной формы овалы размером 10-12 мм – заготовки для будущих монет. Бойцы передавали заготовки чеканщикам – мастерам, непосредственное чеканившим монету. Этот процесс был самым ответственным.

Чеканщики работали в отдельных избах, их помещения были обычно самыми просторными и светлыми. На подставках («стулах») закреплялась маленькая наковальня, в специальном углублении помещался нижний чекан с изображением всадника с копьем в руке. Подсобные рабочие («подметчики») клали на нижний чекан заготовку монеты, чеканщик наставлял сверху верхний чекан, на рабочей поверхности которого было нанесено имя и титул царя (легенда).

Техника и орудия чеканки XVII в. оставались теми же, что и в XV в.

Вышедшие из рук чеканщиков монеты переносили на дубовые столы, под которыми были расстелены большие полотнища кожи. Это были столы, «где деньги перебирают».

Готовые деньги здесь пересматривали, выбирали брак (непробитые с одной стороны, обломанные, неотпечатавшиеся заготовки и прочее). Затем деньги пересчитывали, складывали в мешки и снабжали специальными ярлыками.

Голова и целовальники записывали в книгах, «что у денежных мастеров взято из предела денег», сверяли эту сумму с количеством меди, которое получали мастера от кузнеца.

Тяжело груженные возы с монетами под усиленной охраной отправлялись с денежного двора в Приказ Большой казны в Кремле (своего рода министерство финансов того времени), а отсюда деньги распределялись царскими дьяками в соответствии с государственными нуждами.

Можно отметить и другую особенность чеканки русской монеты в отличие от европейской, начиная с великого реформатора Петра I, который не очень-то ценил легковесные монеты –«чешуйки». Надо было регламентировать русскую монету не только по образцу европейскому, но и научится считать, в отличие от талерной системы счета в центре Европы, по десятичной системе.

Кривошипный пресс. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

Чеканка по-русски.Был ли, не был ли приобретен за границей балансир, но чтобы быстрее наполнить рынок монетой нового образца, для её чеканки применили так называемый «молотовый снаряд», с помощью которого штамповали раньше мелкие детали оружия на Тульском заводе.

Теперь «молотовый снаряд» стал выполнять роль монетного («печатного») стана. Этот агрегат обслуживали несколько человек, которые руками при помощи блоков подтягивали тяжелую «бабу» «молотового снаряда» с укреплённым под нею верхним штемпелем. С огромной силой обрушивалась эта «баба» на монетный кружок.

Удары за ударами, и вот они – русские рубли, полтины, полуполтины, гривенники, пятаки, копейки и полушки для торговых дел, а также на радость и гордость современных коллекционеров. В работе участвовали и дети – ученики, постоянно рисковавшие остаться без пальцев, подкладывая кружки под штемпели и убирая отчеканенные монеты.

В петровскую эпоху укреплялась армия и строился флот, возрождались наука и изящные искусства, развивались промышленность и торговля. Возникло и горнорудное дело, обеспечившее Российскую империю сырьевыми запасами серебра и меди, частично – золота.

Теперь ничто не мешало делать практические шаги в совершенствовании техники чеканки монет. Новые монетные дворы оснащались станками нескольких типов, на которых производили плющение полос, вырубку монетных кружков, их гурчение и чеканку.
На С.- Петербургском монетном дворе делались попытки использовать даже энергию ветра – специально на Трубецком бастионе ставили в 1724г. мельницу.

В 1810-1813гг. механик С.-Петербургского монетного двора И.А. Неведомский изобрёл и построил сперва действующую модель, а потом и опытный образец совершенно новой машины для чеканки монет – кривошипного пресса с автоматической подачей и удалением кружков из-под штемпеля.

Опубликованное в 1811г.со всеми чертежами, но , как это случается и в наше время, не оценённое на родине изобретение было быстро освоено за границей. Вскоре новые прессы работали на десятках монетных дворов мира, а в 40-х годах XIX в. были закуплены и установлены на монетных дворах России, но уже под названием ульхорновских. На ульхорновском станке можно было чеканить до 70 монет в минуту. Принцип коленного рычага применяется и в современных чеканных станках, производительность которых составляет 200 монет в минуту.

Здание С.-Петербургского монетного двора.

Чеканка по-русски.По техническому оснащению С.-Петербургский монетный двор до конца XVII в. уступал многим другим, на которых использовали «вододействующие машины» - мельничные колеса. Но в 1805г. во вновь выстроенном по проекту А. Порта величественном здании расположенном на против собора в Петропавловской крепости, были установлены доставленные из Англии винтовые прессы и другие механизмы, которые приводились в движение английскими же паровыми пневматическими машинами (впервые созданная И.И.Ползуновым двухцилиндровая паровая машина была также не признана в России).

И пока строилось новое здание, чеканка монет и медалей в 1799г. была поручена временному, так называемому Банковскому монетному двору, который был устроен в Петербурге в здании Ассигнационного банка.

В очень короткий срок здесь установили и пустили первые в русском монетном производстве паровые машины, построенные на русских заводах в Петрозаводске и С.-Петербурге.

Начиная с шестидесятых годов царское правительство неоднократно бывало вынуждено передавать заказы на чеканку русской монеты за границу, не прекращая такой же монеты в Петербурге.

Русские разменные монеты шли со станков монетных дворов в Париже и в Страсбурге, а также в Англии.

Источник: А.И.Гордеев "Нумизматика для всех", 1999.

Solomon88
15.11.2010, 00:33
Вот еще такая информация - карта размещения монетных дворов на территории Российской империи /по В.В.Узденикову/ черными прямоугольниками указано размещение временных монетных дворов [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи])

Solomon88
23.11.2010, 04:34
Начало механической чеканки.

Механизация производства в промышленности не обошла стороной и производство монет, революционизировав в XVI - XVII веках процесс их, то бишь монет, изготовления. Однако, новые технологии внедрялись довольно долгое время. Причиной тому было значительное сопротивление новым методам со стороны рабочих монетных дворов, которые усматривали в механизации серьезную угрозу своей профессии и боялись остаться без работы.
Первые станки для чеканки.

Около 1500 года Леонардо да Винчи сделал подробное описание двойного пресса, с помощью которого можно было штамповать идеально круглые заготовки, а затем чеканить на них монеты. Подобно многим другим его изобретениям, этот проект почти 5 веков оставался только на бумаге. Изобретением станка для вырезывания монетных кружочков правильной формы мы обязаны великому Леонардо да Винчи. Винтовой пресс для чеканки монеты сконструировал другой знаменитый итальянец, Донато Браманте. Правда, все это были только научные эксперименты, понадобилось несколько столетий, прежде чем производство монет перестало быть ручным. Первая промышленная машина для чеканки появилась на Парижском монетном дворе, потому как Макс Шваб из Аутсбурга, в 1550 году усовершенствовавший изобретение Донато Браманте, не смог заинтересовать своими изобретениями монетные дворы Германии и Италии. Одним словом, приоритет изобретения винтового чеканочного пресса обычно отдается Донато Бараманте (1444-1514), в то время как Леонардо да Винчи (1452-1519) изобрел метод прокатки металлической полосы и придания монетным заготовкам равной толщины и диаметра.
Пробные монеты были отчеканены в Париже в 1551 году, а спустя год началось их массовое производство. Однако, после 1554 года производство сократилось, главным образом из-за бунтов возмущенных чеканщиков. В 1563 году власти ограничили деятельность монетного двора на острове Иль дю Пале только производством медалей, а с 1557 года работа двора возобновилась, и стали чеканиться первые французские медные монеты. Первые монеты, изготовленные механическим способом, отличались от выкованных вручную гладкостью их основы, совершенной красотой и изяществом рельефного изображения и надписей. То, что некоторое время они не пользовались успехом, было связано не только с объяснимым противодействием мастеров монетного дела, но и с тем фактом, что машинная чеканка обходилась в те времена намного дороже ручной.
продолжение следует. [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи] ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]) монета 1/4 экю - чеканилась Парижским монетным лвором для Генриха Наваррского в 1554-1559гг.

Solomon88
09.04.2011, 01:12
Залил на форум интересную книгу по данной теме [Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]
Описываются все стадии производства монет на Екатеринбургском монетном дворе в 1870 году.