PDA

Просмотр полной версии : Воинское искусство монахов на Руси


Джонс
04.06.2009, 14:58
Высокоэффективное тайное боевое искусство, практиковавшееся в русских монастырях и практически никогда не выпускавшееся в мир. Использовалось для самообороны, наставления грешников на путь истинный и посрамления бесей путем нанесения последним побоев. Первым и последним мирянином, освоившим школу, считается былинный богатырь Алеша Попович, перенявший некоторые секреты от отца. Именно мастера школы обороняли от Сапеги Троице-Сергиеву лавру. В грозный 1380 год Сергий Радонежский послал двух боевых монахов на помощь Дмитрию Донскому.

Город Вологда за свою многовековую жизнь неоднократно подвергался нападению врагов. Нападали на нее удельные князья, нападали поляки, литовцы и различные воровские люди; разоряли храмы, сожигали дома, убивали или забирали в плен жителей. Про одно из таких вражеских нашествий (вероятно, про набег князя Димитрия Шемяки в 1450 г. см. "Вологжанин". Изд. Дилактор. Волог. 1895 г. стр. 94 И. Суворова) сохранилось любопытное предание.
В давнее время напали на Вологду враги, расположились близ нее станом и приготовились зорить и грабить город. В ужас пришли все жители и со страхом ждали своей дальнейшей участи, - защищаться и прогнать врага сил не хватало. Так прошел в тревоге не один день, а враги все не отходят от беззащитного города. Следит за ними городская стража и ждет нападения вражия. Но вот, когда город был в таком беспомощном положении, воины из городской стражи заметили в городе двух странных пришельцев в белых одеждах. Никто не знал, что это за люди, откуда они взялись и что им нужно. Удивление воинов еще более увеличилось, когда они увидали дальнейшее. Белоризцы вышли из города, направились на поляну, где стояли враги, напали на них и перебили великое множество, а остальных заставили в страхе бежать. Так город избавился от опасности. Горожане, узнав от стражей, кто были их избавители, стали искать их. Долго труды вологжан были напрасны, но наконец были найдены под сосною за городом близ Введенского храма тела умерших от ран Белоризцев (не путать с сектой, возникшей в 19 веке во Владимирской Губернии)
Это были "белые монахи" из расположенного рядом монастыря. Благодарные вологжане с честию погребли павших витязей и с той поры пели каждогодно панихиды над их могилою. Там же была воздвигнута часовня и долгое время люди приходили туда почтить память погибших воинов.

Думаю, что в позднее время информация по этому поводу могла быть целенаправленно уничтожена, поэтому об этом мало известно.

valdemar_nn
04.06.2009, 15:20
это продолжение темы про попа с ружьем?:D

Джонс
04.06.2009, 15:31
Навеяло оттуда.
Но тема серьезная, это же наша история.

valdemar_nn
04.06.2009, 15:36
интересно узнать как церковь относилась к монахам-воинам, ведь убийство это смертный грех даже если совершено при защите своей жизни.

ser_andreus
04.06.2009, 16:23
интересно узнать как церковь относилась к монахам-воинам, ведь убийство это смертный грех даже если совершено при защите своей жизни.
Ничего подобного, церковь благославляла воинов, защищающих свой дом и отчизну.

valdemar_nn
04.06.2009, 16:31
Ничего подобного, церковь благославляла воинов, защищающих свой дом и отчизну.
воинов, но не священослужителей

Кряжик
04.06.2009, 16:37
защищая свой дом!свою Родину,всегда на Руси все от мала до велика вставали на защиту Земли Русской!
так было,так есть и думаю так будет всегда!!
и разницы кто это боярин,священник или нищий не было изначально!
единственно сейчас патриотизм у аллигархов и чиновников пропал!а только жажда наживы!
но всегда надо верить и надеяться на лучшее!!

ser_andreus
04.06.2009, 16:41
Монастыри на Руси строились как оборонительные сооружения и в военное время представляли собой крепости, очаги сопротивления неприятелю. Находясь в непосредственной близости к рубежам Родины, они всегда были готовы к отражению нападения врага. Время лихолетья заставляло и монахов вставать в ряды русского воинства, а старцы, умудренные подвижники и молитвенники, нередко предводительствовали вылазкам на неприятеля, ушли и наставляли на ратный подвиг, на защиту Отечества и веры Православной.

Так, в 1609 году при осаде Троице-Сергиевой Лавры польско-литовскими войсками гетманов Сапеги и Лисовского в летописи Лавры рассказано об участии старцев монастыря:

«Иные сотники с сотнями, с ними же и старцы троицкие во всех полках... Старцы же Сергиева монастыря ходяче в полках, бьющейся с молитвою и укрепляюще люди не ослабляти в делех и тако все охрабривши;я и бьяхуся крепко, глаголюще Друг Другу: «Умрем братие за веру христианскую». (Авраамий Палицын)

Так иноки лавры встали на стены монастыря, защищая обитель Свято-Троицы от литовско-польских войск — сбивая листонерами литовских удальцов.

Или другой пример — участие монахов Пересвета и Осляби в Куликовской битве, на ратный подвиг которых наставлял святой Сергий Радонежский, он же благословил на битву и князя Дмитрия Ивановича Донского.

Другой русский монастырь, Псково-Печерский, был осажден войсками Стефана Батория в феврале 1611 года. Летопись монастыря сообщает, как 27 апреля ночью неприятель стал обстреливать монастырь из пушек, на что иноки ответили утренней вылазкой — выгнали неприятеля из укреплений, взяли пленных и пушки. «Иноки и бельцы выидоша поутру из града и бишася с ними и выгноша их из туров, оныих побила, а иных живых во град приведоша, оружие поимаша и наряду взяша три пушки... и по-влекоша во град. В другом месте читаем: «ставша противу ополчению их со оружием и бысть бой велий у всех приступов». Упомянем и Соловецкий монастырь-крепость, неоднократно отражавший нападения ливонцев и шведов в 1571, 1582, 1611 гг. Позднее монахи Соловецкого монастыря, не принявшие реформ патриарха Никона, в течении 8 лет выдерживали осаду регулярных царских войск («соловецкое селение») и, если бы не предательство, открывшее лаз в монастыре, держались бы и дольше. Интересно, могут ли китайские монастыри, в том числе и Шаолинь, похвастать победами в подобных военных предприятиях, тем более с таким размахом. Так, летописцы повествуют о том, что в русских монастырях жили воины, защитники отечества - с оружием и врукопашную защищавшие веру Православную.

Каждый мужчина на Руси был воином, мужчина - чин воинский. При крещении человек становился духовным воином - воином Христовым и давал обет воевать за Него до самой смерти. На Руси была традиция, когда старые воины постригались в монахи, например, у запорожских казаков было два монастыря. Тем самым их воинский путь продолжался на духовной стезе, они имели и постоянную духовную практику. Например, умная молитва, сердечная сосредоточенность, созерцание — Исихия. Эта практика непосредственно связана с соединением дыхания и ритма сердца с молитвой — самодействующая сердечная молитва. Подобная молитвенная практика в единстве с воинским опытом позволяла таким людям совершать выдающиеся ратные подвиги, которые были для них делом обыденным.

Смиренно и верно служили монахи Богу, ратно — Отечеству. Стремления же их были на другом пути — пути духовном, пути стяжания Духа Святого.

Традиции эти продолжаются до сих пор, среди монахов очень много бывших военных, само послушание которых сродни воинскому. Если же вы хотите узнать подробнее, приезжайте в Троице-Сергиеву Лавру. Наверно, вы помните Великую Отечественную войну, битву за Сталинград, дом Павлова. А ведь Павлов жив, сейчас это монах-старец Кирилл, духовный наставник Троице-Сергиевой Лавры и патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

О тем, как нужно поступать православному воину, есть точные слова: Любите врагов своих, Гнушайтесь врагов Христа, И бейте врагов Отчества.

В заключение приведем слова святителя Филарета, митрополита Московского, из обращения к воинам: «Не забывайте, что добрый
воин - лев против врагов, должен бьпь агнцем между своими, живите кротко и любовно, а гнев и грозу берегите для врагов Отечества».


(с) Андрей Каримов, г. Омск.

valdemar_nn
04.06.2009, 18:41
полностью с вами, коллеги, согласен. Родина - это святое, а за святое дело могли и святые отцы в руки оружие взять.

Джонс
05.06.2009, 00:05
Добавлю еще к вышесказанному, что в период междуусобиц наши предки в набеге разоряли монастыри и вера им нисколько не мешала.

Дормидонт
05.06.2009, 09:09
"Воинское искусство монахов на Руси"?! 8-()8-()8-()
Мне кажется, что попытка "приписать" православным монахам и инокам "владение воинским искусством" - не более чем "блеф" и попытка подражания "монахам Шаолиня"!

Насколько я знаю, то вся жизнь служителей церкви протекает в строгом соответствии каноническим правилам, т.е., в труде и молитвах! Сила православия - не в умении "владеть мечом" или "секретным ударом", а несколько в ином. И что бы в церкви учили воевать, и уж тем более убивать - все это просто фантазии!:(

Василич
05.06.2009, 10:31
Я так понял, что речь идет о времени становлении Руси,а никак о современности.
А тогда сплошная резня была.
И умение владеть оружием было вопросом бытовым, как умение пахать или молотить зерно, например.
Поэтому ничего странного в том, что и монахам тогда приходилось иногда за оружие браться.
Думаю,что тогда церковь это разрешала.
Та что вера сейчас и тогда- это две большие разницы.

Дормидонт
05.06.2009, 11:19
Та что вера сейчас и тогда- это две большие разницы.

Вера - она или есть или её нет! Весь вопрос в том - во что верить.
Защищать Родину - учили и будут учить всегда!
А учить служителей церкви ратному искусству - сомнительное занятие! Надеюсь Вы не считаете, что за полгода из монаха можно сделать воина!?:D:D:D

Джонс
05.06.2009, 15:01
Ребята, это факт, что до реформ патриарха Никона были монахи,которые с младых лет учились боевым навыкам.
Естественно, их было немного, кто выбирал этот путь.
Точнее, выбирали за них.
Заметив в ребенке нужные задатки, начинали их развивать.
Действовали такие бойцы обычно парами. И даже в большом монастыре редко было больше двух таких человек.
Где-то встречал эту методику, сейчас не найти.

А простых монахов воинскому делу специально никто не учил, только если от безнадеги оружие в руки брали и то далеко не все.

Golem
08.08.2009, 04:30
Пересвет и Ослябя, бесспорно, были выдающимися воинами. Не зря первый участвовал в ристалище перед сражением и сработал на равных с Челубеем. На поединок выбирался лучший воин. Ослябя же в составе передового полка, который практически весь был порублен, продержался до конца и остался жив. Все это говорит о нехилом воинском исскустве монахов. Защита Родины с точки зрения Православной церкви - дело святое. Был я в Алексеевском монастыре в Уличе. Поляке вырезали поголовно всех монахов, оставшихся в живых при захвате монастыря, озлобленные жестким сопротивлением и не малыми потерями в их рядах. Но уж коли навеяло... На моей памяти нет случаев, когда при разорении храмов и массовых репрессиях какой-нибудь священник залезал на колокольню и отстреливался от чекистов. Ибо убивать защищая себя, а тем паче свое добро - грех.