PDA

Просмотр полной версии : Предупреждение из глубины веков Лёвичеву и Мединскому.


Вукол
04.02.2013, 01:35
Понимание необходимости правовой охраны культурного наследия появилось в европейских странах и России сравнительно недавно, в XVII – XIX вв. До этого древности, превращенные в святыни, оберегались от разрушения лишь религиозным сознанием традиционных общин. [1] Однако проблемы охраны памятников относятся к «вечным вопросам» общественной жизни и способны вызывать бурные проявления страстей. Факты, подтверждающие это обстоятельство, известны с античных времен.
В 457 г. римский император Майориан издал эдикт, ограждавший общественные здания Рима от разрушения. [2] К тому времени римляне утратили интерес к своей великой истории и волю к сопротивлению внешним врагам. В 410 г. вестготы Алариха вошли в Рим и грабили город три дня. В 455 г. предводитель вандалов Гензерих беспрепятственно вступил в Рим и дал своим воинам 14 дней на его разграбление. Вандалы увезли на кораблях богатую добычу и множество пленных. Часть жителей бежала. Рим заметно опустел.
После разграбления Рима слова «вандалы» и «вандализм» приобрели нарицательный смысл. Однако варвары не уничтожали здания. Они даже не ставили такой цели. Разрушением занялись сами жители умирающего города ради бесплатных строительных материалов.
Император Майориан (457-461 гг.) попытался воспрепятствовать этому безобразию: «Мы, правители города, решили положить конец бесчинству, благодаря которому обезображивается вид почтенного города и которое давно уже вызывает у нас отвращение. Нам известно, что общественные здания, которые составляют всю красоту города, подвергаются разрушению из-за преступной снисходительности властей. Под тем предлогом, что камень нужен для возведения общественных зданий, древние величественные сооружения подвергаются разрушению, и таким образом уничтожается великое лишь для того, чтобы построить где-то что-то ничтожное. А затем доходят уже до такого злоупотребления, что для постройки частного дома берут необходимый строительный материал, разрушая общественные здания. А между тем то, что составляет блеск города, должно было бы оберегаться гражданами с любовью.
Поэтому мы устанавливаем как общеобязательный для всех закон, что все те здания, которые были воздвигнуты в древности для общего блага и для украшения города, будь то храмы или иные памятники, не должны быть никем разрушаемы, и никто не должен к ним прикасаться. Судья, потворствующий нарушению этого закона, подлежит штрафу в пятьдесят фунтов (20 кг) золота. Если должностные лица согласятся исполнить противозаконный приказ судьи о разрушении здания и не окажут ему сопротивления, то за это они будут подвергнуты наказанию плетью и им будут отрублены руки, так как они вместо того, чтобы оберегать памятники, оскверняют их. Все архитектурные детали, которые незаконно были похищены, ни в коем случае не могут быть отчуждены от государства, и мы приказываем, чтобы все было возвращено.
Если потребуется сломать какое-либо древнее здание ввиду невозможности его отремонтировать или по причине сооружения какой-нибудь новой постройки, то об этом должен вынести решение просвещенный и досточтимый сенат, который, признав после серьезного обсуждения необходимость сломать здание, должен представить свое заключение нашему заботливому рассмотрению. А то, что не может быть реставрировано, должно быть использовано на украшение какого-нибудь другого общественного здания». [3]
Активность Майориана затронула интересы широких слоев горожан и священников, привыкших использовать бесплатные материалы из разрушаемых построек для сооружения жилищ и новых храмов. Она вызвала подозрения патриция римлян, германца Рицимера, командовавшего военными силами в Италии. Рицимер повелел арестовать Майориана, возведя на него клеветническое обвинение в сговоре с пиратами. В августе 461 года несчастный защитник древностей был обезглавлен. [4]
Майориан был последним римским императором, который серьезно относился к своим обязанностям государственного деятеля. Он пытался честно исполнять свой долг, но не учел самого важного: охрана наследия – это политика. Нарушение баланса интересов различных общественных сил ведет к политическому поражению, за которым следуют так называемые «оргвыводы». Его судьба предостерегает нас от излишней пылкости в решении вопросов охраны наследия.
Таким образом, дело охраны наследия с античных времен относится к вредным производствам: по требованию общественности можно лишиться рук, по интригам сильных мира сего - головы. В наше время рук и голов не рубят, но от этого не легче.

hehe
04.02.2013, 01:46
Вот бы тем, кто переводит прибережные земли и лесные массивы в земли для стройки стали подвергнуты наказанию плетью, а кто застраивает исторический Киев им будут отрублены рукитогда лично мне не стало бы от этого не легчедаже спокойнее:D