PDA

Просмотр полной версии : Каменная баба на распашке


maharishi
27.03.2013, 18:27
[Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]

В каментах автор пишет, что нашли при распашке поля, датируют 11-12 веком

bulit
27.03.2013, 18:49
Мы находили каменного идола в исчезнувшей деревне, использовался под фундамент строения.

maharishi
27.03.2013, 18:54
Фундаменты интересные бывают: порой под углы монеты клали, порой в первом бревне на венце который выдалбливали нишу для куриного яичка, порой, как выяснилось, идолов клали)

bulit
27.03.2013, 18:58
Еще в одном фунде, комрад какую-то окаменелость нашел, уже не помню как называлась, наверное из песчаника со временем выкрошилась)

semiskul
27.03.2013, 19:15
Функции каменных баб полемичны: кто говорит, что это рубежи территорий, кто то изображение погибших батыров, а кто то побежденных врагов!

suvorov
27.03.2013, 19:23
Да и денег они стоят.Но я бы в музей отдал.

goro
27.03.2013, 19:30
Половецкая баба, датируют верно. Жаль, но их очень много в фундаментах лежит, знаю деревню одну в которой их несколько в фундах полегло, так старики говорят.

mankrut
27.03.2013, 19:31
Вот что оних пишут историки:Каменные бабы В степях Евразии в прежние века можно было увидеть каменные изваяния людей, достигавшие в высоту четырех метров. Это были статуи воинов или женщин (по большей части), изготовленные, как принято считать, скифами, половцами и другими народами древности. Зачем было населять степь каменными людьми, доподлинно неизвестно.

Возможно, эти «каменные болваны» должны были олицетворять умерших прародителей для тех народов, которые практиковали культ предков. «Каменные девки» часто встречались в южной России, Галиции (Австрия), в провинциях восточной и западной Пруссии, в южной Сибири, Средней Азии, Монголии. Европейский путешественник Биллем Рубруквис в XIII в. видел подобные статуи «в стране куманов», т. е. в половецкой степи. Там изваяния покоились на вершинах курганов.

Получается, куманы (половцы) ставили идолов на могилах своих умерших наподобие современных памятников. «Книга большому чертежу» (описание карты России XVII в., которым руководствовались, посылая людей с поручениями) также сообщает о каменны болванах как ориентирах при поиске границ и дорог. В течение двух следующих столетий данные о каменных статуях собирали географы, этнографы, археологи. В 1869 г. увидел свет труд графа Алексея Сергеевича Уварова, подведший итог всем данным о каменных бабах, накопленным к этому времени, с иллюстрацями к сорока четырем изваяниям.

По заключению Уварова, все найденные истуканы принадлежат разным эпохам: часть баб была воздвигнута еще до начала железного века (доказательством этому служат изображенные у пояса статуй ножи и зеркала, напоминающие изделия сибирского медного века), другая часть — в древнейший железный век, еще одна группа статуй появилась уже в эпоху христианства, о чем свидетельствует крест на шее обнаруженной в Ставрополье статуи.

Позже три десятка статуй переехали на постоянное жительство в Императорский Российский исторический музей в Москве. Свои коллекции болванов возникли в Харькове, Одессе, Новочеркасске. Однако куда больше статуй осталось разбросано по всей России, многие впоследствии были сломаны, использованы как строительный материал и т. д.

В середине XIX в. были учтены все имевшиеся в литературе указания на каменных баб, и выяснилось, что их число достигает 649. Из них в Екатеринославской губернии — 428, в Таганрогском градоначальстве — 54, в Таврической губернии — 44, Харьковской — 43, в Земле Войска Донского — 37, в Енисейской губернии — 12,
Полтавской — 5, Ставропольской — 5. Однако многие каменные болваны остались все же не учтенными. Ареал распространения каменных изваяний достигал на западе Одесского уезда, Подольской губернии, восточной и западной Пруссии; на юге — реки Кача (Крым), на юго-востоке — реки Кума (Ставропольская губерния), Кубанской области; на севере — Минской, Курской, Харьковской, Воронежской, Саратовской и Самарской губерний; на востоке — киргизской степи, Туркестана и Монголии.

Как правило, каменная баба изготавливалась из песчаника, известняка, гранита высотой от полутора до трех метров.

Это был либо грубо сработанный столб с изображением человеческого лица (монгольские и туркестанские каменные бабы), либо явно различимая голова с сужавшейся шеей; иногда статуя могла похвастаться подчеркнутыми туловищем, руками и ногами, а то и пышным убранством — костюмом и головным убором.

На пол каменного истукана указывали усы (редко — борода) вкупе с доспехами воина либо женская грудь (статуя была обнажена до пояса, но ниже пояса виднелась юбка), украшения (ожерелья, обручи) и особые головные уборы. Иногда встречались абсолютно обнаженные статуи, но и у них ноги всегда были обуты в сапоги или башмаки, а голова покрыта каким-либо убором.

Некоторые изваяния изображали сидящего человека, чаще всего это были женские фигуры. Стоящими в основном изображали мужчин-воинов. Интересно, что у фигур воинов на одежде виднелись нашивки и прошивки с геометрическим орнаментом, пара блях на груди, прикрепленных к двум ремням, иногда — пояс с пряжкой, на котором висел мешочек, нож или кинжал, даже гребень и зеркало!

Для некоторых воинов характерно металлическое кольцо на шее, браслеты, часто — серьги, лоб закрывала повязка. Из-за этих узорчатых мужских повязок и шапок-шлемов не сразу понятно, когда фигура изображает женщину с косой. Зато женские головные уборы разнообразны по форме: напоминают башлык, киргизскую шапку, шляпу с загнутыми кверху полями и др. У некоторых женских фигур в руках, сложенных внизу живота, нечто вроде кубка или стакана, рог для питья, полотенце или платок, кольцо. Есть мужская статуя, у которой в левой руке чаша, а в правой — меч воина.

Одни истуканы стояли на курганах, другие были обнаружены в насыпях курганов, поэтому ученые не всегда могут ответить на вопрос, одного ли возраста курган и увенчавшая его каменная баба, а также непонятно, всегда ли место статуи было на вершине кургана, потому что многие изваяния найдены просто стоящими в степи.

До сих пор нельзя однозначно утверждать, для чего возводились каменные бабы. Традиции монголов и китайцев, например, предусматривают сооружение подобных статуй на могилах предков, а чаша в руках фигуры служила для помещения туда части пепла после сожжения тела умершего (другую часть пепла клали под основание статуи).

Означает ли это, что известные нам каменные бабы воздвигал некий народ, распространявшийся из Центральной Азии в сегодняшнюю европейскую часть России? Неизвестно. Сейчас каменные изваяния находятся в музеях, хотя вероятность новых находок на территории России, Украины, Казахстана и Монголии все еще сохраняется.

semiskul
27.03.2013, 19:33
Да и денег они стоят.Но я бы в музей отдал.
Есть печальная статистика моего жизненного опыта: был на моей родине супер краеведческий музей.... но со временем в 1990 ые монетный стенд "уехал" НАВСЕГДА на реставрацию якобы в область(помню там монетосы от чешуи были и до квадратных полтин Петра что ли) так стенда за 6 мною наблюдаемых лет и не вернулся с реставрации. Я только сейчас понимаю СКОЛЬКО СТОИЛА КОЛЛЕКЦИЯ безвозмездно сданная сельчанами в музей. Я не знаю, кто уже в нашей стране хранит по настоящему культурное наследие(((

goro
27.03.2013, 19:39
Наблюдал у одного знакомого 2-х идолов привезенных с гор Грузии, которые стоят украшая его приусадебный участок частного подворья в центре города ))) Вообще считаю место им на своих местах, ну может с табличками чтоли ...

Map
27.03.2013, 19:40
Есть печальная статистика моего жизненного опыта: был на моей родине супер краеведческий музей.... но со временем в 1990 ые монетный стенд "уехал" НАВСЕГДА на реставрацию якобы в область(помню там монетосы от чешуи были и до квадратных полтин Петра что ли) так стенда за 6 мною наблюдаемых лет и не вернулся с реставрации. Я только сейчас понимаю СКОЛЬКО СТОИЛА КОЛЛЕКЦИЯ безвозмездно сданная сельчанами в музей. Я не знаю, кто уже в нашей стране хранит по настоящему культурное наследие(((
Только у Петра не было квадратных полтин , у супруги его были , да...

mankrut
27.03.2013, 19:40
Есть печальная статистика моего жизненного опыта: был на моей родине супер краеведческий музей.... но со временем в 1990 ые монетный стенд "уехал" НАВСЕГДА на реставрацию якобы в область(помню там монетосы от чешуи были и до квадратных полтин Петра что ли) так стенда за 6 мною наблюдаемых лет и не вернулся с реставрации. Я только сейчас понимаю СКОЛЬКО СТОИЛА КОЛЛЕКЦИЯ безвозмездно сданная сельчанами в музей. Я не знаю, кто уже в нашей стране хранит по настоящему культурное наследие(((
Да Вы правы ,есть еще бессеребренники которые пытаются сохранить нашу историю,но их катострафически мало еденицы .А остальные торгащи от науки ,сколько ушло экспонатов и куда боюсь уже никто не узнает.

чук
27.03.2013, 19:41
порой в первом бревне на венце который выдалбливали нишу для куриного яичка,
А знаете, зачем?
В нашей местности, где у меня дача в деревне, тоже есть такой обычай-Держать в избе яйцо куриное, но обязательно от молодок-помогает оберегать дом от пожара.
Когда я дом купил, таковые в количестве пяти штук остались от старых хозяев, я выбрасывать не стал...
Пусть лежат, а вдруг......

suvorov
27.03.2013, 19:44
Есть печальная статистика моего жизненного опыта: был на моей родине супер краеведческий музей.... но со временем в 1990 ые монетный стенд "уехал" НАВСЕГДА на реставрацию якобы в область(помню там монетосы от чешуи были и до квадратных полтин Петра что ли) так стенда за 6 мною наблюдаемых лет и не вернулся с реставрации. Я только сейчас понимаю СКОЛЬКО СТОИЛА КОЛЛЕКЦИЯ безвозмездно сданная сельчанами в музей. Я не знаю, кто уже в нашей стране хранит по настоящему культурное наследие(((

Конечно воруют.А так такую прелесть в огород ставить...Надо что-бы все видели и знали историю своего края.У нас в Липецкой тоже были каменные бабы.Продали богатым москвичам.

хох
27.03.2013, 19:53
А знаете, зачем?
В нашей местности, где у меня дача в деревне, тоже есть такой обычай-Держать в избе яйцо куриное, но обязательно от молодок-помогает оберегать дом от пожара.
Когда я дом купил, таковые в количестве пяти штук остались от старых хозяев, я выбрасывать не стал...
Пусть лежат, а вдруг......

яйцо прокалывают и в штукатурку замуровывают строители плохому работодателю .... запашок после в доме тот ещё стоит .....

камень такой стоит на южном урале 2 метра в степи прямо у железной дороги ( менгир ) как сохранился ? ... и рядом ещё лежат несколько ....

чук
27.03.2013, 19:54
,сколько ушло экспонатов и куда боюсь уже никто не узнает.
Экспонаты раздербанили по частным коллекциям, куда ж ещё, а вот по чьим-"тайна, покрытая мраком..."

Добавлено через 2 минуты 44 секунды
яйцо прокалывают и в штукатурку замуровывают строители плохому работодателю .... запашок после в доме тот ещё стоит .....
Я сам-строитель со стажем, про такой прикол слышал неоднократно; а знаете ли вы, что для такой "шутки" яйцо должно быть обязательно варёным?
Ибо "сырое"-просто высыхает, а вот варёное протухнет-тут капец....

maharishi
27.03.2013, 20:09
Про яйца.... А как же столетние китайские деликатесы?))) по поводу нагадить кому то - давно по сети байка гуляла - в Газели постоянно что то в кузове стучало, так после разборки под ноль в вертикальной стойке кузова, внутри на веревке висела гайка с запиской "Молодец! Нашел!")))

хох
27.03.2013, 20:19
Что варёное честно говоря не знал .. ( у нас один перед сокращением кусочек мяса в целофан завернул , проколол и в ножку стула железного пропихнул , колпачёк обратно одел ) стул в кабинете начальника был среди многих подобных ......
А закладывали в фундаменты ещё много чего ... и пучки сена и шерсти ... в некоторых местах и вино лили ...

кубышка
02.04.2013, 11:37
Мы находили каменного идола в исчезнувшей деревне, использовался под фундамент строения.
Попы любили языческих идолов в фунды церквей ложить...да и церкви на месте капищ строили тока в путь!