PDA

Просмотр полной версии : Легенды Волгоградской области


Кайфуций
22.11.2009, 23:38
Город под землей.

Быть может, гуляя по парку, находящемуся напротив Свято-Духова монастыря, некоторые обращали внимание, что то тут, то там можно встретить неглубокие ямки. От проседания земли они периодически засыпаются, их становится все меньше, но нет-нет, да появится очередная... Это следы, отмечающие местоположение катакомб Илиодора.
Когда-то яркая, талантливая личность иеромонаха всколыхнула Царицын. Строительство огромного комплекса Свято-Духова монастыря за 2,5 года сами горожане считали чудом, хотя чудо было делом их рук. В 1911 г. монастырь был дополнен катакомбами (на создание которых ушло полтора года) и насыпной горой Фавор. На ее вершине Илиодор планировал выстроить скит для уединенно молитвы. Предполагалось, что скит на горе Фавор и катакомбы будут соединены между собой шахтой. Однако насыпная гора довольно быстро разрушилась после ссылки своего творца. Зато трехэтажные катакомбы неплохо послужили го-рожанам во время Великой Отечественной войны. По воспоминаниям, во время бомбежек Сталинграда некоторые ходы вскрылись, и горожане прятались там во время налетов.
Исторически доказано, что подземная часть города носила сложный, разветвленный и часто многоярусный характер. Коммуникации, склады, принадлежавшие царицынским купцам, сталинградские бункеры. Вряд ли кто-то располагает полной подземной картой города, иначе не возникла бы почти анекдотичная ситуация. На одном из охраняемых объектов ночная смена котельной столкнулась с незнакомым человеком. Не пугайтесь, я когда-то здесь работал... - успокоил их ночной гость. -Да как ты попал-то сюда? - преодолев испуг, спросили женщины. А я под землей прошел. Оказывается, незваный гость спустился в городские коммуникации почти за три километра от того места, где он снова вышел на свет.
- Это что! - усмехнулся один мой знакомый. - Была у меня встреча - помирать буду, не забуду.
Мой товарищ с небольшой компанией отмечали в скверике наш светлый праздник Победы, когда мимо них проходил пьяноватый старичок с целым иконостасом на груди. Компания была отслужившая и потому ценившая подвиги отцов. С праздником, отец! - Да какой я вам отец, щенки, что вы в жизни видели! - внезапно разошелся дед. Ребята, слегка ошалев, не сразу нашлись, что ответить, а дед, пройдясь неласково по дню сегодняшнему, вдарился в воспоминания о боевом прошлом. Оказалось, он был разведчиком. Старик упомянул, между прочим, что во время своих вылазок их группа пользовалась подземными коммуникациями в нынешнем Краснооктябрьском районе. Когда он упомянул конкретные объекты, связанные между собой подземными ходами, кто-то не выдержал: Ну загнул ты, дед! - Я загнул?! -возмутился ветеран. - Да ты сам проверь!╩ И он четко описал ориентиры входа в подземную сеть. Молодое дело нехитрое -днем отследив упомянутый вход, ночью, с фонарями, друзья вновь встретились.
- Что там было? - повторил товарищ мой вопрос - Да ничего особенного. Бетонные ходы, в которых полно пыли и мусора. Правда, среди него встречались старые гильзы, а один раз мы нашли противогаз. Заинтересовал нас один из ходов, ответвлявшийся от нашего. Он был обложен старым красным кирпичом, довольно узкий и короткий. Мы так и не выясни ли, куда он ведет - он заканчи-вался завалом, там нам попался старый поломанный фонарь, начала XX в., судя по всему...
Мало кому известно, что вокруг города существовали многочисленные комплексы разбойничьих пещер. В 1925 г. на территории нынешнего Красноармейского района во время строительных работ оказалась случайно вскрыта пещера, дно которой от поверхности земли находилось на глубине 5 м. Ее удалось осмотреть на протяженности 200 м, далее путь преграждал завал. Что это была за пещера - трудно сказать.
Зато другие пещеры, находящиеся на территории нашего города, оказались довольно хорошо изучены во время знаменитой экспедиции Баллода в 1919-1921 гг. Только на территории Ельшанского оврага было обнаружено более 30 пещер! Участник экспедиции Арьков оставил описание некоторых, осмотренных им лично: Жутко было стоять над бездной оврага, но страшновато было и через узкое отверстие вползти в стену оврага. При беглом взгляде трудно предположить, что эти отверстия ведут в причудливые подземные пещеры. С большим трудом я проник во внутрь стены. За отверстием оказалась огромнейшая пещера, в которой можно было совершенно спокойно стоять и передвигаться. Через маленькое входное отверстие солнечный луч не проникал во внутрь пещеры - там было темно, сыро и холодно. Пришлось зажечь свечу, и я увидел, что направо и налево от главного входа были такие же маленькие отверстия, как вход в пещеру. Впереди был длинный коридор, через этот коридор я стал проползать вглубь. Проползши 6-7 аршин, уткнулся лбом в стенку. Направо и налево начинался небольшой спуск вниз. Дальше спускаться я не решился, полагая, что выползать обратно будет слишком трудно. Потом из главного коридора полез через первое правое боковое отверстие в бок пещеры. Здесь обнаружилась сравнительно большая комната длиною 8 аршин. Стены пещеры состояли из серого камня, пол - из высохшего песка, потолок - из суглинка. Полы пещеры были завалены материалом, падающим с потолка.
Другие пещеры имели зигзагообразную форму и обросли мхом. На полулежали огромные глыбы свалившегося сверху серого песчаника. Опрос населения показал, что в пещерах были найдены человеческие костяки, керамика, копья и стрелы. В конце отчета Арьков добавляет, что в последнее время пещеры стали просто забивать, так как много было случаев обвала пещер во время посещения их любопытными детьми. Сейчас они фактически недоступны.
В Татьянке существовали подземные убежища, которые были вырыты разбойниками. Их выходы были обнаружены на границе Сарепты и Светлого Яра. В 1773 г. эта шайка разбойников была схвачена близ Царицына. Но в том же году близ Сарепты была образована новая шайка численностью около 100 человек. Она длительное время контролировала Астраханскую дорогу, которая имела большое значение для экономики Нижнего Поволжья.
Наиболее загадочны легендарные ходы под Сарептой. По данным бывшего директора музея Старая Сарепта Попова, колония имела свои подземные оборонительные и коммуникационные сооружения: Большинство зданий площади и три редута крепости из шести были соединены подземными ходами, но теперь сохранился лишь ход между кирхой и теперешним зданием музея, частью проходя между военкоматом и фабрикой Динамо . Ходы связывали кирху и кладбище. На этой линии иногда производились захоронения. Однако, несмотря на многолетние изыскания, сотрудники музея Старая Сарепта так и не нашли следов подземных ходов.
Существовали подземные коммуникации и под самим Царицыном. Об этих подземельях ходит много слухов, сплетен. Скептики утверждают, что город был порезан на множество кусков огромными оврагами и существование подземелий под Волгоградом невозможно даже теоретически, забывая при этом, что сам Царицын был не таким уж и крупным городом, а подземные комплексы являлись своеобразными блоками и располагались между крупными оврагами.
В заключение - маленький пример, как находят подземелья. Один мой знакомый, решив выкопать на участке (а живет он в частном секторе недалеко от Свято-Духова монастыря) яму под теплицу, наткнулся на кирпичную кладку. Недолго думая, с помощью лома, кувалды и некоторых усилий, пробил ее и упустил лом в неожиданно появившееся отверстие. Заглянув в него, увидел облицованные кирпичом стены подземного хода. Сам лезть не решился, но, зная мой интерес, обратился с просьбой посмотреть его находку. Несколько дней мы с друзьями лазили по этому таинственному подземелью. Основной ход, обложенный кирпичом, был длиной около ста метров и шел через весь участок по направлению монастырь - балка реки Царица. Несколько ответвлений от основного ствола, узких и коротких, были выкопаны в глине и заканчивались обвалами. Лишь один, обложенный известняком, закончился небол-шим залом. Прямо напротив входа виднелась ниша, очень похожая на нишу для икон или-алтарную. Стены и своды зала и ниши были облицованы известняком, лишь пол глиняный. В центре находилась воронкообразная яма, возле которой лежало несколько камней, при детальном рассмотрении сложившихся в единую плиту. После того как расчистили грунт, стало ясно, что это, скорее всего, место захоронения, по какойто причине разрушенное. На стенах в нескольких местах нашлись полустертые надписи молитв на церковнославянском и вырезанные в известняке кресты. К сожалению, наш первооткрыватель не мог дать нам много времени на исследования и все работы пришлось свернуть. Является ли этот ход частью Илиодоровых пещер - неизвестно, ведь нет ни одной находки, позволяющей привязаться ко времени. Старики, прожившие рядом всю жизнь (а несколько таких посчастливилось отыскать), говорили, что ходов было намного больше, в несколько ярусов. Еще говорили, что некоторые ходы в этом районе существовали еще до Илиодора, а вот кто их выкопал - неизвестно.
Есть в нашей жизни место для тайн.
Константин ПОЛЕВ.


Загадки Уракова бугра

Кто исполосовал подземными ходами Камышинский уезд?




Огромное лбище Уракова бугра, изрытое провалами, возвышалось над Волгой. Сопровождающий нас егерь природного парка "Щербаковский" Степан Шишкин махнул рукой в сторону нескольких свежих провалов:" Вон там и там совсем недавно входы в пещеры открылись, да они, наверно, связаны между собой, собака уходит в одну дыру, а выходит из другой "На дне воронки, немного сбоку, зияет черное отверстие входа, в который можно протиснуться только ползком. Блеклый свет фонарика выхватывает из темноты арочные своды извилистого хода. Стены иссечены следами кирки, постепенно свод поднимается, мы стоим на развилке нескольких ходов, один из которых перекрыт свежим обвалом. Некоторые стены дополнительно укреплены кладками и ракушечника. Так что же здесь было?
-Именно это мы и должны уточнить,- говорит доцент кафедры геоэкологии Саратовского университета Андрей Владимировича Белонович.-То, что эти ходы искусственные- неоспоримо, но кто и с какой целью их создал?
Первый же осмотр показал, что действительно эти ходы стали итогом выработки камня ракушечника, которая велась в нескольких километрах от с. Нижняя Добринка. Местное население, прежде всего по указу Екатерины II получившие возможность создавать свои колонии на территории Камышинского и Царицынского уездов, нуждалось в строительном материале, поэтому камень, добывавшийся здесь, использовался не только в ближайших поселениях, но и сплавлялся в Сарепту. Перед одним из сильно севших входов Пещеры видна сильно заплывшая траншея, поросшая многолетним дерном. "Это не просто траншея, по ней вывозился добытый камень на повозках к Волге и сгружался на баржи комментирует А.В.Белонович. Но все ли так просто?
Пока аспиранты и ассистенты, приехавшие с экспедицией саратовцев, вдохновенно ползали по пещерам и даже пытались разгрести завалы, Андрей Владимирович рассказывал: "Моя главная цель-найти пещеру Майскую, на которую мы совместно с известным волгоградским спелеологом Михаилом Годуном и саратовским спелеологом Олегом Цоем наткнулись 20 лет назад. Была проведена топосъемка. Размеры пещеры оказались впечатляющими для Волгоградской области: только разведанная часть составила 950м! Но вход давно сел, пещера осталась не нанесенной на карту и недоступна теперь для дальнейших исследований. Интересно и то, что в Майской пещере встречались маленькие зальчики с лежанками. Может это были кельи?" Камышенский краевед Г.Н.Шендаков выдвинул свою версию происхождения этих подземелий. Он пишет, что узкие ходы, переходящие в округлые залы, кельи, закопченные стены над местами, где стояли светильники, позволяют заключить, что в подземелье располагался старообрядческий скит, возникший где-то во второй половине 17 в. Насколько обосновано это предположение? Пока еще рано судить.В это же время на территории Камышенского уезда были распространены землянки и отшельнические пещерки, небольшие скиты (в том числе и пещерные), где находили себе убежище беглое духовенство и старообрядцы. А в деревнях Студенке и Бабаковке Ахматского прихода Камышенского уезда (ныне затоплены) была широко развита секта подпольников подземельников. Секта была тайная, и ее обряды до конца не известны. Известно лишь то, что они отказывались признавать существующую власть, считая официальную церковь воплощением антихриста. Поэтому вокруг этой секты всегда существовали слухи о страшных и кровавых обрядах, через которые проходили секстанты, например обряд "красной смерти". Один из миссионеров опубликовал в конце 19 в. случай, произошедший с крестьянином, который стал свидетелем этого страшного обряда. Во время отъезда крестьянина Карпова его заболевшую жену отвезли к матери, в другую деревню, но скоро ей стало хуже. Муж приехал ее навестить, но жена сообщила, что ее отчитали и скора красная смерть придет. "Мужик об этом слыхал, но не знал, что это┘.. сам залез на печь в угол и стал ждать┘.Через четверть часа является из подполья молодой человек с красной подушкой, навалился на больную и стал ее душить. Муж соскочил с печи и бросился на парня. Парень видит -дело плохо, схватил подушку и отправился туда же┘. Муж собрал жену и увез домой, которая, как слышно, еще долго жила..
Но не только такими извращенными формами секстанства был известен Камышенский уезд. В пещерах Камышинских ушей одно время подвизался отшельник, святостью своей жизни вызывавший глубокое уважение местных жителей. Согласно преданию, они приносили к пещере еду, одежду, церковные свечи, но все припасы оставались нетронутыми, кроме хлеба и свечей. Камышинский топограф П.А. Перваго в июне 1853 г. обнаружил на привходовом камне этой пещеры обрывок загадочной надписи на церковнославянском: " ежели кто раскопа┘"О чем пытался предупредить отшельник, осталось загадкой. Поэтому нельзя раньше времени отказываться и от предположения о культовом использовании пещер. Ведь значительная часть их пока недоступна.
В тоже время Ураков бугор является одним из ярчайших звеньев в цепи пещер, которой народной традицией относят к разбойным. Само название бугра связано с древней легендой. Однажды атаман волжских разбойников Урак приказал молодому Степану Разину остановить крестьянское судно с лаптями. Степан возразил грешно атаману грабить крестьянский люд. Урак нахмурился и предупредил, что в следующий раз убьет дерзкого казака, но история повторилась трижды .И когда атаман выстрелил в Степана, то заговоренный от пуль Разин вернул пулю атаману. Грозный Урак стал безумно хохотать, и разорвалось его сердце. Его душа не нашла покоя, и во время бури на вершине Уракова бугра часто слышен хохот атамана. Такие пещеры неизбежно обрастают легендами о кладах. Этот круг сюжетов имеет некоторую реальную подоплеку, о чем говорит огромное количество преданий о найденных и недавшихся кладах, а также находки, описанные учеными Саратовской ученой архивной комиссии в конце 19-нач.20в. также члены СУАК описали и другие разбойничьи пещеры на территории Камышинского уезда, например, Свербеевскую, которая скрывалась на дне лощины на землях купца Ковалева и была случайно обнаружена крестьянами. Поэтому на данной этапе трудно определить группу, к которой относится пещеры Уракова бугра. Но самые прекрасные пещеры этого бугра уже, наверно, никто никогда не увидит. После строительства Волжской ГЭС большая часть пещер оказалась затопленной.
Известно описание этих пещер оставленное В.Ф.Баллодом: " Подножие Ураковой горы ,напоминающей своей формою гигантский курган и достигающей 701 саженей в вершине, состоит из третичных отложений; пещеры вычурной формы, фантастические арки и мощные столбы впереди этих арок и пещер придают прибрежной части подножия особый, дикий, сказочный характер". Описанные пещеры затоплены, но осталось огромное количество рукотворных, загадки которых еще не решены.
Наша группа ведет работу по исследованию пещер на территории Волгоградской области, которые имели историческое значение. Мы будем благодарны помощи всех, кого интересует история родного края.
Юлия Полева

Константин и Юлия ПОЛЕВЫ
историко-культурное общество СОВА


МЕЖДУРЕЧЬЕ СОКРОВИЩ


Вот уже несколько лет, как историко-культурное общество Сова собирает сведения о старине нашего края. Во время экспедиций, работы в архивах и библиотека к нам в руки попадают удивительные истории и легенды, которые еще сто или двести лет назад ходили из уст в уста и большинство которых, увы, сейчас забыто. Материалы одной из последних экспедиций, Переволока-2004, вызвали желание поделиться с вами старыми легендами о разбойниках и кладах. Легендами этими во множестве изобиловала наша земля, что и понятно: в былые времена она была, выражаясь современным языком, весьма криминогенным регионом.
Что касается кладоискательства, то оно стало в XVIII -XIX вв. почти профессией в наших краях. Специализировались искатели больше на курганах, но мечтой для большинства было найти один из легендарных кладов, оставленных здесь Разиным, Пугачевым или Булавиным.
В нюне 1853 года камышннский топограф П.А. Перваго писал статскому советнику Артемьеву, что один из крестьян Камышинского уезда стал приторговывать древними золотыми вещицами и дела его пошли на поправку. Крестьяне, заприметив это, поняли, что нашел он клад, но выследить его так и не смогли. И как-то приперли мужика к стенке: Откуда золотишко?.Крестьянин рассказал, что на одном из курганов есть нора сурка, и, мол, в отвалах этой норки он часто находит мелкие золотые вещицы. Крестьяне ринулись с лопатами к златоносному кургану. Разрыв его, добрались до каменной плиты, которую с большим трудом им удалось все же свернуть. Но золота там почти не оказалось, небольшое количество мелких золотых подвесок быстро разошлось по рукам.
В конце XIX века древняя старуха, уроженка Камышинского уезда, рассказала Л.Д. Бороздину о кладах Пугачева, которые он оставил близ села Лесной Карамыш, где было некогда болото. Здесь Пугачев утопил шкуру, наполненную деньгами. Теперь болото высохло, и даже в начале XX века не могли местные власти указать его прежнее место. Старуха же передавала предание, что Пугачев закопал бочку с деньгами в саду у пастора села Лесной Карамыш, причем оставил в бочке свою "галицу" - рукавицу, а другую взял с собой. Клад возьмет человек, у которого будет пара к оставленной с кладом рукавице.
На территории Камышинского уезда молва помещала два из трех самых легендарных и значительных кладов, в погоне за которыми прогорело не одно состояние незадачливых кладоискателей. Один из этой легендарной троицы надежно схоронен в известном бугре Степана Разина. По преданию, там, в пещере, обитой бархатом, жил сам грозный атаман. Сам бугор состоит из пород меловой системы: песка фосфоритового песчаника, белых мергелей, мела с фосфоритом и зеленого песка, так что, в принципе, наличие в нем пещер возможно. Легенда же связывает этот клад с проклятым именем Марины Мнишек. Жена сначала Лжедмитрия I, потом Лжедмитрия II, после гибели последнего она бежала вместе с атаманом Заруцким. Они пытались создать в Нижнем Поволжье новое государство со столицей в Астрахани, под протекторатом иранского шаха. В 1614 г. любовники были схвачены, и Заруцкий вместе с малолетним сыном Марины и Лжедмитрия окончил свои дни на плахе.
Одна из историй о попытке добыть этот клад была довольно широко известна в начале XX века. Старый бурлак рассказывал своему товарищу, что на бугре богатый клад зарыт, но чтобы его добыть, хитрость нужна. Сошедши на берег, бурлак предупредил товарища: что бы ты не увидел, что бы ты не услышал услыхал, молчи . Взобравшись на бугор, они увидели отверстие вроде погреба, с дверью. Отворив ее, нашли хорошо убранное подземелье, похожее на комнату: в углу висел образ Спасителя в золотом окладе, осыпанный бриллиантами и разноцветными камнями; перед образом теплилась лампада. Посреди комнаты стоял гроб, окованный тремя железными обручами; возле лежали огромный железный молот и прутья. Возле стен расставлено было множество бочонков, насыпанных доверху золотом, серебром и драгоценными самоцветными камнями, а также ценная металлическая утварь. Бурлаки помолились перед иконой. Затем вожатый схватил молот и разбил обручи на гробе. Крышка поднялась, из гроба встала девица необыкновенной красоты и выговорила: Что вам нужно, ребята? Денег, утвари, камней самоцветных берите сколько душе угодно . В ответ на это вожатый схватил прутья и начал стегать красавицу, безбожную Маришку, и сколько она ни умоляла о пощаде, все было напрасно. Товарищ не вытерпел и сказал: "Полно, брат, что с тобой, с ума ты, что ли, сошел? "Но едва он успел произнести эти слова, как невидимая сила подхватила его и выкинула в дверь, которая тотчас же захлопнулась и послышался голос: "Восемь-девятого!" Вслед за тем дверь и отверстие пропали. Испуганный бурлак едва добрался до судна; у него отнялся язык, и три года он оставался нем. После он уже рассказал, что если бы они успели завладеть иконой, как говорил ему еще дорогой вожатый, то все богатства перешли бы в их руки.
Второй легендарный клад -"Котовский", в слободе Котово Камышинского уезда, в подземном подвале на дворе крестьянина Литвинова. В свое время некоторые местные жители тратили года и все свое состояние, чтобы добыть его. Одной из таких кладоискательниц была О.В. Оводова. С ее слов была записана в 1909 г. эта легенда: "В давние времена царствовала в Москве Царь-Девица. Ея родной брат, царевич Петр Алексеевич, не захотел ей покориться и ушел к немцам. Долго скитался царевич в чужой земле, терпел великую нужду, в плотниках у немцев жил, корабли им строил. Возмужал он и открылся Королю. Король дал ему войско, с которым царевич должен был идти против своей сестры. Скоро подоспел он к Москве и победил сестрины ратные силы. Грозен был победитель и велел смертию казнить всех, кто за Царь-Девицу стоял, а ее саму на покаяние в девичий монастырь сослал. И все православные плакали об ней, о славной Царь-Девице. Но был один богатырь, который смерти не побоялся, подкупил он стражу монастырскую и велел сказать Царь-Девице, чтобы она с помощью своих подруг-монашек собирала всю свою казну царскую да утварь монастырскую и бежала с тем богатырем в земли вольные казацкие, в места потаенныя..." Но настигла беглецов злая судьба, и Теперь в котовских подвалах, в трех золотых гробах, покрытых парчою, покоятся: в среднем - сама "матушка София", по правую руку - игуменья, по левую - монашка. "Впереди гробов стоят бочки с золотом на сумму 74 миллиона рублей, много одеяний, шитых жемчугом, сосудов да утвари царской; а в головах престол стоит, на нем крест золотой да Евангелие, по стенам иконы в золотых окладах да лампады неугасимые".
Следы еще одного клада и еще одной легенды мы нашли в городе Петровом Вале.
Среди местных жителей существует предание, что на берегу Иловли спрятан клад XVIII века. До сих пор многие люди ищут деньги, которые там спрятал немец, что по указу Петра канал строил, да не достроил, сбежал. По легенде, проворовавшись и поняв, что от строгого царского глаза не скрыться, немец нагрузил карету серебром да золотом, что должны были пойти на строительство канала, запряг тройку лучших лошадей и, напившись в стельку, направил их с обрыва. Но ни кареты, ни денег так никто и не смог достать. Так что и здесь клад в руки не дается. Немец "пугает". Правда, не с тем размахом, что Степан Разин. Больше по мелочи шалит - то колеса у мотоцикла пробьет, то лопаты сворует. Так и говорят петровальцы: "Кто вокруг клада крутится, тех немец и пугает, не пускает",
Наиболее часто встречаются предания о знаменитых золотых конях Батыя. По легенде, Батый повелел всю дань, собираемую за год, обратить в золото и отлить из него двух коней. Все легенды, широко известные в разных уголках нашего края, подчеркивают, что глаза у коней были сделаны из прекрасных рубинов. По легенде, после смерти на чужбине тело Батыя привезли в наши степи и похоронили на одном из холмов Ахтубы, вместе с ним похоронили и золотого коня. Эта легенда столь распространена в Заволжье и сейчас, что, наверно, возле каждого села вам покажут место, где лежит легендарный конь. В 1976 году на окраине уже упомянутого села Селитренного пастух пас овец. Ходил по городищу, а там после дождя размыло обрыв и на поверхность вынесло полусгнивший кошелек с серебряными монетами. О кладе стало известно археологам, Среди них был известный В. Егоров, который участвовал в переговорах с пастухом. Пастух собрал аксакалов, которые, сев в кружок, то и дело цокали языками Говорили, что клад стоит сумасшедших денег Им казалось, что в одночасье они все станут миллионерами. Когда им было сказано, сколько в Советском Союзе стоит грамм серебра, страшно удивились. Клад археологи приобрели, но часть монет пастух все же успел переплавить на грузила.
Особенно много легенд о кладах, оставшихся после Степана Разина. Во время казни, когда палач собирался разделаться с братом Степана Фролом, тот выкрикнул:"Слово и дело государево!". Заявление по тем временам серьезное! Казнь была отложена, и на допросе Фрол сказал, что знает тайну писем и кладов Разина. Его показания были сообщены царю Алексею Михайловичу, "...и про письма сказал, которые-де воровские письма брата его были к нему присланы откуда ни есть и всякие, что у него были, то все брат его, Стенька, ухоронил в землю поклал в кувшин и засмоля закопал в землю на острове по реке Дону, на урочище, на прорве, под вербою. А та-де верба крива посередке, а около нее густые вербы". Долго возили Фрола по разным указанным им местам, но он все не мог найти то какого-то камня, то дерева, то пещеры. В итоге Фрола все-таки казнили, а клады Разина ищут до сих пор. Легенды о них заставляли замирать сердца не одного поколения деревенских пацанов. Судя по количеству преданий о разинских сокровищах, Песковатка особо полюбилась искателям кладов.В годы Первой мировой войны в Дубовке, в доме близ кладбища, жил крестьянин Семен Никитич Клочков. Он рассказывал, что несколько десятков лет назад приезжали казаки с Кавказских гор с планом и по нему искали клад в балках по берегу Волги. Но как вида на жительство не имели, то, скрываясь от урядника, уехали ни с чем. Эту "Кладовую запись" и переписал для себя дед Алексей, а по наследству досталась она и Семену."1837 года, месяца марта в 30-й день, мы, девять человек, даем эту опись в посаде Дубовке Если Бог благословит, то возьмите наше сокровище, положенное нами в балке, повыше Дубовки, пониже Песковатки над Волгой. Балка называется "Вислый сад". Место поклажи следует искать, минуя Вислый сад, на вершине небольшой балки, где стоит дуб, у этого дуба, на восходном боку, вырублены два креста. Супротив солнечного восхода намерить от этого дуба двадцать сажен. Рыть надо на Петров день. Тут положено в трех местах: человек один целый да один перерубленный на две части, из которых одна часть лежит на полуночную звезду, другая часть - на солнечный закат; целый же человек лежит на летний восход головой; от головы на три четверти стоит черепок с подписью на нем. От черепка на три сажени "етвят котел, в котором положено 90 тысяч золота и семнадцать тысяч серебра. Из этих сумм нами определено: на постройку церкви 20 тысяч, 7 тысяч на колокол и на монастырь 20 тысяч Если не будет исполнено это наше желание, то наше сокровище от нашедших его уйдет и вечно пролежит в сырой земле. А если наше желание исполнится, то вырывшим сокровище Бог даст счастье. И они спокойно, без ссоры, могут разделить его по равной части, за исключением сумм, определенных на церковь, колокол и монастырь. В том мы все девять подписываем эту опись".
Другие легенды о кладах в Песковатке гласят: в Царицынском уезде, неподалеку от Песковатки, курган небольшой стоит, всего какие-нибудь сажени две вышины. В нем, в народе говорят, заколдованный Стенькин клад положен Целое судно как есть
полно серебра и золота. Стенька в полную воду завел его на это место. Когда вода сбыла - судно обсохло, он над ним курган наметал. А для примета наверху вербу посадил. Стала верба расти и выросла в большое дерево. Сказывают, все доподлинно знали, что в кургане клад лежит, да рыть было страшно:клад-то непростой был положен. Из-за кургана каждый раз кто-то выскакивал, страшный-престрашный. Видно, нечистые стерегли Стенькино добро. Известна эта легенда и в другом варианте: Разин вместо вербы для приметы сверху яблоневую палку воткнул. "Непростой человек палку воткнул - стала она расти. Выросло на месте палки большое дерево, только яблоки на нем были бессемянные. Все вокруг знали, что в кургане клад зарыт, а копать не решались. Заклятый клад был, нечистые охраняли Стенькино добро".С конца прошлого века кладами Степана Разина интересовался И. Я Стеллецкий, который сделал интересные записи: "Одного помещичьего добра схоронил Разин близ своего утеса на 10 млн рублей. В 1914 году в Царицыне, близ церкви Троицы, провалилась гора на 4 м в глубину. На дне провала оказались гробы и скелеты. Обнаружилось, что это провал над тайником Степана Разина, идущим от названной церкви до самой пристани на Волге, куда приплывали "расписные Стеньки Разина челны", груженные драгоценной добы- чей. Добычу свою зарывал он в том самом тайнике. Однако подробности, что из себя представляло это подземелье - нам не известны". Порой кладоискательство становилось предметом специального расследования, особенно когда к нему оказывались причастны лица, облеченные властью. Однажды казаки пожаловались атаману Иловайскому, что один станичник не разрешает им рыть землю, искать клад в своем саду. Атаман призвал казака к ответу, и тот поведал старое предание, что в их саду, мол, вырыты 13 погребов аж на 17 саженей, там устроена и подземная церковь, где висит атаманская сабля с чудесными камнями, камни столь необычны, что освещают своим светом и подвал, и всю церковь. В результате атаман тоже включился в раскопки, организованные с размахом и народной смекалкой: по всему саду были прорыты и вдоль, и поперек несколько глубоких канав, но, увы, розыски клада успехом не увенчались. Рытье клада производилось в 1824 году с июня по октябрь. Донос наказного атамана Кутейникова на бывшего атамана Иловайского остановил раскопки. Кутейников обвинил Иловайского в употреблении казаков на работы по своему мнению и для рытья клада под надзором новочеркасского полицеймейстера Хрещатицкого.Популярность кладоискательства среди простого населения привела к тому, что каждый крестьянин знал не одно место, где лежит заклятый клад, и краеведы конца XIX - нач. XX вв. с удивлением отмечали, что часто крестьяне говорили о кладах с такой уверенностью, с таким точным определением места, что вначале такая откровенность приезжему человеку казалась крайне подозрительной. Но на самом деле оказывалось, что знать место нахождения клада - это еще ничего не значит; необходимы были и другие сведения, а именно: знание зароков и "ключей" к открытию кладов, а также обрядов, с которыми нужно приступать к этому великому делу.Так, например, был случай, когда крестьянская семья выпахала на своем поле клад. Радости не было предела - обзавелись скотиной, обновками. Но хозяин начал чахнуть - ничто не помогало, так он и умер. За ним стал чахнуть старший сын. Хозяйке подсказали, что, видно, клад лежал на "голову" - чтобы его добыть, нужно было над кладом кого-нибудь убить. Что делать-то? Душегубцем стать никому не хотелось. Пошли крестьяне на хитрости, которые, как говорят, не раз срабатывали: резали над местом клада и курицу, и овцу, но вскоре умер в "осчастливленной" кладом семье старший сын. Все решили, что клад положен на человечью голову, и, видать, не одну.. Несчастья и после этого преследовали оставшихся в живых, требуя человеческих жертв,- трагически утонул мальчик, невестку задавило деревом. И уцелевшие члены семьи бежали из села. Следы их на том и сгинули.
Но огромное количество трагических историй о кладоискателях, сгинувших или сошедших с ума, не останавливало, а только разжигало жажду наживы их последователей. Клад обрастал ритуалами, обрядами и поверьями. Важно было выяснить, "злой клад" или "добрый". Злым кладом овладевал черт и приставлял к нему своих хранителей, поэтому взять его очень трудно. Да и потратить его можно было только на вино: если его употребить на что-либо другое, то случится несчастье. Взять клад можно было, как правило, на Пасху, когда открывались подземелья и пещеры, а клады очищались: "добрые" клады очищались перед рассветом, а "злые" к вечеру.Так, например, есть близ хутора Лешков Черноярского района Астраханской области заклятый курган. Как-то на Пасху шел один старик святить куличи с хутора в город. Подходит к кургану. Он освещен, открыта дверь в него (как дверь в подвал или, по-местному, выход), с одной стороны стоит в бочках вино, с другой - пиво, там, в выходе, светло и видно много тар, но с чем - не видно. Старик, перекрестившись, побежал мимо. А за курганом, и так слывшим местом нечистым, утвердилась его злая слава.



УРАКОВ БУГОР


Вот на берега Волги, в Камышинский район, и направилась экспедиция, задуманная в честь праздника Рождества Христова. Ее осуществили Фонд поддержки и развития активного отдыха <Открытый мир> и историко-краеведческое общество <Сова>. Они поставили перед собой такие задачи: посетить в Камышине Никольский кафедральный собор (бывшая кладбищенская церквушка, чудом устоявшая в годы гонений на веру) и место закладки нового храма во имя св. Димитрия Солунского (в честь него Камышин и назывался ранее г. Дмитриевском); найти пещеры на Ураковом бугре, где в 18-19-м веках был монашеский скит. Вообще, этот бугор становится крепостью еще в 1480 г., когда татарский мурза Урак собирает здесь дань со всех мимо идущих судов. Ученый секретарь Гольштинского посольства Адам Олеарий писал, что татарин погиб в битве с казаками и был погребен тут же. А уже в конце 17-го века все крутояры, балки и дикие места волжского берега заселяются старообрядцами, бежавшими от царского гнева. Скитские подземелья, по словам камышинского краеведа Г.Н. Шендакова, скрывались в десятках ходов, длиной от десятка метров до 600-800 метров. В кельях, имевших места для постели, ниши для продуктов и углубления для светильников, уже в наши дни находили ритуальные предметы - железные шайбы с круглыми отверстиями и альчики теленка, что, возможно, говорит о сектах дырников или колесовиков.
Но, к сожалению, проникнуть в сами пещеры нам не удалось. Начало экспедиции пришлось как раз на отмену междугородного автобусного сообщения из-за жуткого гололеда, и мы прибыли в Камышин уже к темноте. Наскоро пообедав в Никольском соборе у гостеприимного отца Алексея Кузнецова, мы, благодаря российскому УАЗу, все же прорвались сквозь сугробы к Уракову бугру. На ночлег расположились в сосняке, и, несмотря на минус 18, мороза почти не замечали. Палатки, горячий чай, заснеженные сосны и сверкающие угольки звезд в черноте неба... В общем, сплошная романтика. А утром отправились осматривать входы в глубь горы. На глубоком снегу четко выделялись воронки-провалы с проталинами от теплого воздуха, поднимающегося из недр. К сожалению, войти внутрь не удалось -недавняя оттепель затянула отверстия песком, а мороз сковал его крепче бетона. Разочарованные, мы стали собираться домой, и вдруг наше внимание привлек камень странной формы, лежавший на склоне. На одной его стороне был выбит крест и буквы, складывающиеся в слова... Его загадка еще ждет своего разрешения. Осталось приехать по теплу, раскопать входы и войти внутрь для более детального обследования. Весной мы доведем начатое дело до конца.
Константин Полев

Сундук мертвеца

Сегодня продолжение рубрики <Криминальные байки>, премьера которой состоялась на прошлой неделе и уже нашла своих поклонников. Читатели <Дня за днем> поддерживают почин и желают знать о прошлом родного города как можно больше - и светлого, и не очень. И это справедливо - прошлое надо принимать таким, какое оно есть. Потому - продолжаем. Сегодня рассказ о преступлении, о котором в семидесятых годах было доложено Генеральному секретарю ЦК КПСС Леониду Ильичу Брежневу, ввиду особой важности произошедшего. А произошло следующее: в своем доме, не оставив наследников, тихо скончался старик...

Вначале смерть старика никто не заметил, кроме сердовольных бабушек-соседок. Поскольку Иван Иванович Петренко (фамилию мы изменили) жил совершенно один, хоронить его пришлось всем миром. Собрали по соседям деньги, заказали гроб, справили поминки. И все за свой счет, поскольку сосед жил весьма бедно, перебиваясь с хлеба на селедку, которую сам же и ловил в Волге, благо идти было недалеко. Надо заметить, что домишко старика стоял на берегу, в промежутке от Торгового центра до Царицы. Иван Иванович был человеком нелюдимым и больным. В силу последнего обстоятельства работал <на легком труде> и, выйдя на пенсию, получал гроши.
Семьи у Ивана Петренко не было. Соседи вспоминали, как один раз, ударившись в воспоминания, Петренко сказал, что семья погибла в войну. А он выжил и с обозом беженцев дошел до Волги. Тут и осел. Свой домишко он построил сам из того строительного мусора,что собрал на развалинах Сталинграда после битвы. В нем он прожил тридцать лет, в нем и помер от старости.
После того как покойному справили сорок дней, в домике решили временно поселиться молодожены, жившие с родителями неподалеку. Они-то и обнаружили в подвале дома странную сумку, лежавшую в деревянном ящике. То, что ящик военный, молодые поняли по защитному цвету и разным цифровым кодам и звездочкам. Решив, что там может лежать бомба, вызвали милицию. Это сейчас всякие МЧС, Службы спасения прилетают по свистку. А люди старшего поколения помнят, как после подобных сообщений долго ждали помощи. В домик Петренко местный участковый (не сапер) пришел спустя пару дней. Объяснил, что раньше не мог, дела. Спустившись в подвал, милиционер вскрыл ящик, сумку... и побледнел. Достав дрожащими руками папиросу, он приказал стоявшему рядом парню: <Беги, звони в отделение, вызывай начальника!> Что же так взволновало милиционера? Драгоценности, вот что. Сумка была полна бриллиантов, алмазов, золотых изделий и массой прочего добра. Внимательно изучив находку, милиционеры долго не могли прийти в себя. Откуда в доме беднейшего пенсионера-бобыля могли оказаться несметные сокровища? А то, что они <несметные>, впоследствии подтвердила экспертиза.

Драгоценности стоили столько, что можно было построить маленькую улочку из пятиэтажных домов. Вот тогда-то министр внутренних дел СССР доложил Брежневу о ЧП Волгограде. Второй доклад Генеральному секретарю был сдела уже после раскрытия дела.
Милиция вместе с КГБ долго пыталась выяснить, откуда взялись драгоценности. В конце концов узнали. Оказалось, что милый старичок которого в Волгограде знали как Ивана Ивановича Петренко, до войны служил в Одесском банке. В 1941 году он был ответственным за эвакуацию ценностей из банка. Каким-то образом Петренко удалось остаться наедине с заветным саквояжем и тихо перебраться в Сталинград. Тридцать лет мужик хранил тайну и прятал сокровища в подвале дома, обрекая себя на нищенское, полуголодное существование. Поскольку Петренко страшно боялся разоблачения, за все тридцать лет он так и не смог воспользоваться несметными сокровищами, украденными у государства. Ни одного камушка не продал, ни одного перстня на хлеб в голодные военные годы не выменял. Страдал, но осторожность заставляла терпеть лишения и ждать. Чего? Боюсь, этого никто никогда не узнает.
Николай Михайлов.



Дом на Царевской

Проклятое место
...В краеведческой литературе о Царицыне дом купца Голдобина занимает особое место. После революции в огромном особняке поселилась ужасная ЧК. Сгинул в этом здании не один десяток состоятельных горожан, составлявших цвет тогдашнего города. Известно также, что именно напротив голдобинского дома на Волге чекисты затопили баржу с пленными и заложниками. Словом, примечательный дом.
...Самого дома давно нет. Однако ж он до сих пор один из символов Царицына - правда, существующий только в памяти потомков. Виртуальный, так сказать. Обессмертил он и своего первого хозяина. Ни один из сохранившихся царицынских особняков не называется именем бывшего владельца. А этого особняка вроде и нет физически - а имя осталось.
...Много говорят о зловещей мистике голдобинского дома. О <провалах во времени>, о странных остатках то ли подземных ходов, то ли галерей, ведущих от дома к берегу Волги. И вообще: почему при обустройстве ЧК выбор пал именно на это здание?
...Дом купца, по легенде, имел внушительные подвалы, остатки которых обнаруживали, якобы, после войны. С другой стороны, теперешняя <обочина> Ворошиловского района, район пустырей, свалок и гаражей, тянущихся вдоль Волги, была когда-то почти центром города с модными магазинами, страховыми обществами. И что еще более важно - с удобным транспортным сообщением: с причалами на Царице и Волге, с железной дорогой в несколько направлений, а также пролетарским населением. Не только темными грузчиками, но и кварталом железнодорожников, традиционно шедших впереди рабочей гвардии.
Где эта улица, где этот дом?
...Имеется целый ряд материалов, в том числе дореволюционные телефонные справочники, по которым можно выяснить примерный адрес дома. Примерный, потому что звучали адреса так: <на площади у Покровской церкви> - а точных адресов с номерами домов по улицам в справочниках зачастую нет, несмотря на то, что нумерация домов была введена в 1904 году. Что касается дома Голдобина, то он почему-то именно под таким названием фигурирует в справочнике аж 1940 года. Адрес - пересечение улицы Калинина и Сталинской набережной. Сталинская набережная - та самая набережная, которая сейчас превратилась в заросший камышом и застроенный бог знает чем берег Волги в черте Ворошиловского района за Царицей. Еще одна подробность - старожилы, к примеру Вера Андреевна Ермакова, вспоминают, что и сам голдобинский дом стоял, оказывается, примерно до 1970 года. И был он... жилым. Насчет призраков или голосов загубленных душ сказать ничего определенного нельзя - в те времена об этом особенно не распространялись. Со слов некоторых известно лишь, что в послевоенное время все входы в подземелья были тщательно замурованы. А вот квартиры в доме были приличные.
...Есть снимок Царицынской ЧК. На нем изображен двухэтажный особняк с террасой. Характерная особенность - башенки в месте пересечения верхней части фасада с крышей. Кроме того, видно, что дом стоял на откосе, видимо, спуска к реке. Имеется дореволюционный снимок пересечения улиц Царевской (ныне Пугачевской) с Аксайской и Азовской, проходившими по линии нынешней улицы Калинина. На ней только один солидный особняк, который может претендовать на роль голдобинского. Стоит он слева и выше от некоего двухэтажного здания, находящегося на самом перекрестке, у спуска к Царице. Известно, что на улице Царевской около Царицы стояли так называемые <Петербургские номера>. По воспоминаниям старожилов, на этом месте, в конце улицы, что на фото, находилась некая баня, которую снесли в 70-х годах. Видимо, те самые бывшие <номера>.
<Поедемте в номера>
...Интересно, что еще одна баня из здешних мест упоминается в связи с именем самого Голдобина, в истории, воспроизведенной старожилом Зацарицы Тамарой Михайловной Рыбалкиной. Ее, уже покойная, знакомая утверждала, что до революции ее отец был рабочим на складах и пристани у Голдобина. Как и многие, наверное, царицынские пролетарии, зашибал по-черному. Купец его не выгонял, он просто держал для своих трудяг некую баню - для протрезвления. Со слов очевидицы тех лет выходит, что весь квартал от Царицы вдоль улицы Царевской жил под патронажем Голдобина. Якобы в районе нынешнего ДК ВТТУ была церковь, то ли принадлежавшая Голдобину, то ли спонсировавшаяся им, но его рабочие были там завсегдатаями. А где-то напротив, в районе нынешней Ворошиловской санэпидстанции, была столовая для рабочих Голдобина. Сам дом купец построил около своих причалов и лабазов, видимо, для вящего контроля и удовольствия от наблюдения за кипящим делом. Ведь известно, что <цивильный> особняк Голдобина стоял на улице Анастасийской, то есть нынешней Волгодонской, что за почтамтом, на той ее стороне, которой ныне не существует.
...Такие купеческие <городки>, как голдобинский, в Царицыне были, кстати, не редкость. Точно известно, к примеру, что в районе Пушкинской улицы заводчик Миллер не только построил свой завод, особняк, но и небольшую церковь.
...Но при чем здесь <номера>, то есть в нашем понимании гостиница и баня? <Номера> - это не что иное, как бани с гостиничными номерами. В номерах можно было раздеться целой семье или компании купцов - и отправиться в помывочную. А потом вернуться и отдохнуть либо еще как провести время. Достаточно логичным выглядит и антиалкогольное меценатство Голдобина. Известно, что многие царицынские купцы были просто помешаны на борьбе с пьянством. Купец Репников, к примеру, выстроил так называемые <Народные аудитории> (располагались на площади перед Домом науки и искусства - нынешним НЭТом), значительная часть которых была отдана под <Общество трезвости>. Обществу принадлежала первая в городе электрическая типография, печатавшая городские газеты и бюллетени городской Думы. Купцы Рысины (их особняк ныне занимает Дом архитектора, что за магазином <Современник>), также имевшие отношение к руководству и спонсированию <Общества>, давали его членам десятипроцентную скидку в своих магазинах, поощряя, так сказать, на трезвый образ жизни.
...Теперь в районе исчезнувшего дома нет и намека на былое. Царица с баржами исчезла, Волга отступила, набережная с железной дорогой заросла камышом. Да и сам пятачок на месте голдобинского дома - пыльный пустырь, на котором никто ничего не хочет строить. Говорят, оползневая зона, нужны громадные вложения. Потому якобы и снесли особняк в семидесятом.
... А может, и впрямь дело в каком-то проклятии, наложенном на несчастный дом после того, как его подвалы были обильно политы кровью земляков?
Иван Муханов.


В пещерах под Царицыном скрывался Распутин?

Тайна глубинных подземных туннелей, проходивших некогда под центром
города, еще ожидает разгадки

...Террорист в рясе задумал создать храм наподобие Вавилона. Чтобы на высокой горе стояла прозрачная башня до облаков, заросшая изнутри цветами, а с купола башни Илиодор, подобно Христу, желал обращаться к народу нагорными проповедями.

Чтобы на высокой горе стояла прозрачная башня до облаков, заросшая изнутри цветами, а с купола башни Илиодор, подобно Христу, желал обращаться к народу <нагорными проповедями>. На самом же деле он строил не храм, а крепость со сложными лабиринтами подземных туннелей. Сам Илиодор шлялся по городу в окружении боевиков, вооруженных кастетами и браунингами...
Так в романе <Нечистая сила> Валентин Пикуль писал о колоссальном строительстве, якобы ведшемся полулегально в центре Царицына на рубеже XIX - XX веков.
Как земля из-под ног уходила
...Ранней весной 1945 года в Сталинграде на месте бывшего Илиодорова монастыря бурными темпами начались восстановительные работы, дабы поскорее разместить здесь крупную воинскую часть. Полуразрушенные стены очень непросто было разбирать: возводились они, судя по всему, на специальном растворе с применением яичного белка. Рабочие оказались вынуждены дробить кирпич, но сами швы при этом оставались целыми. Тем временем солдаты, впрягаясь в сани, а позднее - в телеги, волокли на них с волжского берега бревна из разобранных плотов для нового строительства.
...Однажды возле огромных металлических ворот, располагавшихся у входа в бывший мона-
стырь, служивые вдруг обнаружили глубокие провалы, которые в скором времени старательно засыпали, землю утрамбовали. Но новые и новые ямы метров до трех глубиной сами собой продолжали появляться поблизости, и вели они в сторону Волги. Местные жители, у которых военнослужащие пытались разузнать об их происхождении, припоминали, что якобы когда-то здесь пролегал тайный подземный ход, давно уже не действовавший. Быть может, это он и обрушивался?
...Заинтересовавшись сведениями, почерпнутыми у одного из бывших участников этого памятного строительства, мы попытались разыскать какую-либо информацию о загадочном туннеле, сохранившуюся в каких-нибудь документах или хотя бы просто слухах. И вот какая картина сложилась.
Грунт из потайных ходов шел на <святую гору>
...Двадцать седьмого ноября 1911 года под предводительством иеромонаха Свято-Духова монастыря Илиодора (в миру - Сергей Михайлович Труфанов) из монастырско двора открытым способом началась прокладка туннеля. Священнослужителей в монастыр было совсем немного, поэтому для привлечения в большом количестве рабочей силы Илиодор проводил страстные проповеди для верующих о предстоящем конце света, который, по его словам, вот-вот должен был наступить. Будущие пещеры должны были сыграть при этом для избранных роль надежного убежища от всемирного апокалипсиса. Илиодор призывал, прихожан пожертвовать провиант для семи тысяч человек, записавшихся на тяжелые земляные работы ради спасения души и тела. Эти добровольцы и прокладывали траншею глубиной до трех саженей, а извлеченная из нее земля шла в то же время на возведена горы со священным именем Фавор, которая, по мании Илиодора, должна была быть возведена прямо в монастырском дворе. Она достигла сорока метров в высоту и в основании была не меньше. На вершине горы Илиодор оборудовал свою келью. Причем войти в нее возможно было только прямо из подземного туннеля - с улицы входа не было. Однако иеромонах серьезно просчитался: при первых бурных летних ливнях гора осела, стала расползаться...
...Тем не менее строительство подземной галереи продолжалось. Представляла она собой сложную трехъярусную разветвленную систему с лабиринтами, план которых Илиодор сохранял в строгой тайне. Только предусмотренные в них усыпальницы для отличившихся в строительстве рабочих, а также известных духовных персон были рассчитаны на пять тысяч человек. В романе у того же Пикуля приводится версия, как Илиодор, скрываясь от преследователей, вышел по этому ходу на берег Волги вместе Гришкой Распутиным и улетел оттуда вместе с ним на аэроплане. Вполне возможно, так и было: некоторое время две эти исторические личности связывала дружба, возникшая на почве совпадения общих интересов. Позднее, однако, между ними все же пробежала кошка: двое мужчин поссорились. Возник конфликт, по некоторым сведениям, после того, как они не поделили кое-кого из царицынских монахинь, благосклонности которых добивались одновременно...
Лабиринт уводит в неизвестность
...Вскоре после Октябрьской революции семнадцатого года большая часть монастыря была реквизирована большевиками. В его стенах размещался лагерь принудительных работ, в дальнейшем - детский дом, приют для малоимущих, читальня, кинотеатр, военкомат, райпищеторг, студенческое общежитие, а также несколько других, более мелких, учреждений. Причем общественные туалеты были оборудованы прямо в бывшей церкви. Сам Илиодор в 1921 году попытался основать здесь же религиозную коммуну под названием <Вечный мир>. Привез для этого в Царицын из Заволжья несколько верующих семей. Очередные прожекты опального иеромонаха вновь остались неосуществившимися: коммуна, ставшая фактически последним крупным начинанием Илиодора на царицынской земле, довольно скоро сама собой распалась.
...Странные же подземные туннели в центре города тем временем все в большей мере покрывались мраком тайны, неизвестности. Вход в них был уже тогда давным-давно надежным образом завален. А сведения о них, дожившие до наших лет, подчас уже кажутся просто легендой, преданием. Они подтверждаются, в частности, тем, что в некоторых из дворов, близлежащих к предполагаемому месту расположения ходов, вода при поливе деревьев на удивление быстро уходит в землю. Скорее всего, их значительная часть сохранилась до нашего времени, будучи далеко не полностью разрушенной, и на сегодня они представляют собой одну из наиболее загадочных страниц истории нашего .города-героя. Перевернет ли ёё кто когда-нибудь?
Александр Литвинов.