PDA

Просмотр полной версии : Привеска или вислая печать ???


TOL
29.11.2009, 20:15
Помогите датировать и расшифровать надпись по кругу .
Найдена эта птичка , сегодня в Нижегородской обл.
Серебро или ,что ещё , может быть ???
С уважением Tol.

Алексей53
29.11.2009, 20:34
Прикладная шейная печать. Думаю, век 16-17.
Скорее всего не серебро, свинцово-оловянистый сплав.

TOL
29.11.2009, 22:31
Сделал слепок и прочитал ( слева с верху и по кругу ):
Печать Васи Лося аж. идовий !!!
Честно говоря на этом месте , позже 15 веку ни чего не поднимал , хотя находок было немало ...

monomah
29.11.2009, 23:04
Надпись, по-видимому: ПЕЧАТЬ ВАСИ ЛОСЯ (?) ЖИДОВИН

TOL
30.11.2009, 10:35
Отмыл обратную сторону - проявился какойто Ангелочек !?

Алексей53
30.11.2009, 10:41
Шестикрылый Серафим.

Leshek
30.11.2009, 20:48
О, на этом форуме и фото получше есть!
ИМХО - "Печать Васильева Жидовина". Хотя последнюю букву. плохо видно, там чуть ли не "У"...

yamaguti
07.01.2010, 23:05
Мне попалась интересная книга Б.М. Пудалова "Письменные источники по истории Нижегородского края (XIII- начало XVIII веков)". Приведу небольшой кусочек текста оттуда, в котором упоминается нижегородский ключник Василий Еврей.

" Актовый материал середины-третьей четверти XV века вообще практически отсутствует: причиной этому стало, видимо, разорение края во время событий 1440-ых годов. Лишь некоторое ослабление военной опасности к 1470-ым годам позволило московским правителям обратить внимание на административное устройство и экономику Нижегородского региона. На фоне общей скудости актового материала чрезвычайно ценным источником становятся правая и указная грамоты, датируемые предположительно 1475-1479 гг. и сохранившиеся в составе более позднего поврежденного документа.[34] Чудом уцелевшие в вихре времен грамоты излагают ход следствия о землях по р.Пьяне, спорных между Печерским монастырем и мордвой. Сквозь сложные обороты деловой речи XV века (местами понятные лишь специалистам) можно рассмотреть некоторые реалии жизни Нижегородского края. Приведем выдержки из указной («посыльной») грамоты на языке оригинала:
«По великого князя слову Ивана Васильевича от ключника ноугороцкого от Василья от Еврея мордвину Ордату да Рамстею да Истряну да и всей вашей братье, что есми отводил на Пьяне архимандриту Павлу и его братьи земли и воды и лесы их манастырские Печерские по грамоте по великаго князя, да и вас есми с собою звал ехать. И вы со мною не поехали... И князь великий архимандрита Павла, да и его братью, оправил, а вас обвинил. И покаместа яз, Василеи Еврей, архимандриту Павлу и его братии землю и воды и лесы их манастырские печерские отвел, и грани поклал. И вы бы, мордва, по моем розъезде не вступилися в земли в манастырские и воды и в лесы в Печерские ни во что.»
Внимательное прочтение сохранившихся текстов показывает, что установить феодальную собственность на землю и угодья было нелегко - скорее всего, опять-таки из-за разорения и запустения края, перерывов в его хозяйственном освоении и использовании. Участвовавшие в споре мордовские бортники (сборщики дикого меда) были великокняжескими людьми (статус «государевых» сохранялся за мордовскими крестьянами и позднее - например, в Терюшевской дворцовой волости XVI-XVII вв.). Впрочем, упомянуты среди мордвы и свои землевладельцы, один из которых, Юрий Алачин, примерно в 1440-1444 гг. принял православие и постригся в Печерском монастыре, сделав туда большой вклад.[35] Далее, все административно-хозяйственные обязанности по управлению великокняжескими вотчинами и крестьянами в крае исполнял ключник, находившийся в Нижнем Новгороде и подчиненный московскому боярину - дворецкому. Упомянутый в грамотах дворецкий, Михаил Яковлевич Морозов-«Русалка», хорошо известен историкам, а вот нижегородский ключник Василий Еврей - личность совершенно загадочная. Но, судя по тексту, этот ключник обладал большими полномочиями (в том числе и судебными) и, возможно, был в крае вторым - после наместника - человеком. Упорная тяжба между монастырем и мордвой за бортный ухожей, продолжавшаяся и в 1509 г., показывает, сколь велико было значение лесных промыслов в Нижегородской земле. А установившееся к концу XV в. относительное затишье дало возможность упорядочить сбор податей, для чего московскими властями было организовано описание земель и угодий (к сожалению, переписные книги Федора Киселева 1481/82 г. не сохранились, но ссылки на них есть в более поздних документах)."

Полный текст можно посмотреть на сайте opentext ([Ссылки могут видеть только зарегистрированные и активированные пользователи]).
Целиком грамота была опубликована в следующем издании: Максин В.А., Пудалов Б.М. Докладной судный список 1509 года из архива Нижегородского Печерского монастыря// Русский дипломатарий. Вып.4. М., 1998. С.111-119. К сожалению, сам пока не читал этой публикации.
Могу скромно предположить, что Василий Еврей вполне мог быть тем самым Василием Жидовиным, имя которого упоминается на печати.