Нива

кубышка

Silver Member
Регистрация
2 Фев 2010
Сообщения
4,848
Реакции
15,936
Краткая история Нивы.

Своим появлением «Нива» обязана председателю Совета Министров СССР Алексею Николаевичу Косыгину. Последний, посетив тольяттинский автогигант, порекомендовал конструкторам заняться разработкой полноприводного автомобиля, который пригодится военным и сельчанам. Тут же на заводе закипела работа – и молодые, и опытные сотрудники бросились предлагать главному конструктору свои идеи, касающиеся конструкции перспективного внедорожника.

Конструкторы разделились на три противоборствующих лагеря. Причем все проекты подразумевали использование максимального количества «жигулевских» агрегатов. Что предлагали? Первый вариант – оснастить серийную легковушку, «копейку», полноприводной трансмиссией. По такому принципу разрабатывали «Москвич-410». Второй вариант – построить полноприводную машину с открытым кузовом, рессорной подвеской и подключаемым полным приводом. Так создавался «УАЗ-469». Третий вариант – заложить в конструкцию автомобиля максимальное количество передовых решений: переднюю и заднюю пружинную подвеску, постоянный полный привод, блокируемый межосевой дифференциал… К счастью, именно последний вариант поддержал тогдашний главный конструктор «ВАЗа» Владимир Соловьев.

Первые экземпляры автомобиля «Э2121», вышедшие на испытания в 1972 году, получились откровенно неказистыми, за что и получили ехидное прозвище «крокодилы», зато подтвердили перспективность предложенной конструкции. Машина удивила создателей отличной проходимостью! Пока инженеры отрабатывали особенности механической начинки, к делу приступили дизайнеры. Одновременно появились открытый и закрытый варианты кузова. Причем внешностью последнего занимался Валерий Сёмушкин, который предложил назвать будущую машину «Нивой». И экстерьер, и название внедорожника, предложенные молодым дизайнером, понравились руководству предприятия.

Кстати, о постоянном полном приводе «Нивы» ходит такая легенда. Сначала конструкторы хотели сделать подключаемый полный привод, но первые опытные образцы, вышедшие на испытания, быстро вернулись на доработку – стандартные «жигулевские» мосты просто развалились. Поэтому было решено разделить крутящий момент между мостами, чем достигалось снижение нагрузки на мосты и карданы. Но в бочку меда, по русской традиции, добавили ложку дегтя. Необходимость использовать «жигулевскую» «четырехступку» заставила конструкторов ввести карданный вал, соединяющий раздаточную коробку и коробку передач. Этот вал, создающий характерный шум и вибрации, – фирменная примета «Нивы». Так появилась знаменитая шутка: «первый признак конструктора «Нивы» – глухота».

На государственные испытания внедорожник (точнее, его третью опытную серию) отправили в 1974 г. От привычных «Нив» он отличался только деталями: «жигулевскими» бамперами, раздельными подфарниками… В 1977 г. автомобиль перебрался на основной конвейер тольяттинского автогиганта. Серийные машины оснащались 1,6-литровым двигателем, который являлся несколько доработанным «шестерочным». Главное отличие этого мотора от собратьев – повышенные обороты максимального крутящего момента. Отсюда характерная манера езды «нивоводов», изложенная в присказке: «больше газа – меньше ям». В 1994 году «ВАЗ-2121» модернизировали (появилась, например, вертикальная задняя оптика), попутно сменив индекс на «ВАЗ-21213».


Основные модификации автомобиля Нива.

ВАЗ-2121 Нива (экспортное название Lada Niva 4x4) — базовая модель с двигателем ВАЗ-2121 (1,6 л, 75 л.с., 116 Н•м) и 4-ст. КПП. Несколько опытных образцов ВАЗ-Э2121 было создано в 1972—1975 гг. В конце 1976 года выпущена опытно-промышленная партия «Нивы». Серийно модель производилась с апреля 1977-го по 1993 г;

ВАЗ-21211 (Lada Niva 1.3) — экспортная модификация с двигателем ВАЗ-21011 (1,3 л, 69 л.с., 92 Н•м). Производилась с 1978 года для стран с повышенными налогами на двигатели объёмом более 1500 см³ (преимущественно страны Бенилюкса и Южной Европы). Пользовалась ограниченным спросом из-за низкой тяговитости двигателя на бездорожье и плохой динамики на обычных дорогах;

ВАЗ-21212 (Lada Niva 4x4) — экспортная праворульная модификация. Производилась ограниченными партиями, прежде всего, для английского рынка;

ВАЗ-21213 (первоначальное название «Тайга» не прижилось) — рестайлинговая модель «Нивы» с переработанной задней частью кузова с пониженной погрузочной высотой (иная форма задней двери и задних фонарей), более мощным и тяговитым двигателем ВАЗ-21213 (1,7 л, 76 л.с., 123 Н•м) с карбюратором «Солекс» и бесконтактной системой зажигания, алюминиевым радиатором, и многим другим. В 1993 году была выпущена переходная партия со стандартным двигателем ВАЗ-2121.

ВАЗ-21214 (LADA 4x4) — модификация модели 21213 с двигателем ВАЗ-21214 оснащенным центральным впрыском топлива. Начиная с 2002 г на эту модель устанавливается двигатель ВАЗ-21214-10 (Евро-0) с распределённым впрыском топлива, модернизированным в 2006 г под нормы Евро-2 (21214-20) и в 2008-м под Евро-3 (21214-30). C 2006 года в соответствии с соглашением по СП GM-АвтоВАЗ переименована в LADA 4x4;

ВАЗ-21215 — экспортная версия с дизельным двигателем Пежо XUD 9SD, выпускавшаяся в 1999—2007 гг. Модификация мелкосерийно производилась на экспорт, поэтому в штатную сборку входила улучшенная обвеска (бампера, спойлеры, накладки, легкосплавные диски и т. п.);

ВАЗ-21217 — экспортный вариант модели 21213, с двигателем ВАЗ-21011 (1,3 л);

ВАЗ-21219 — переходная модификация с кузовом и подвеской от ВАЗ-2121 и 1,7-литровым двигателем и трансмиссией от ВАЗ-21213. Производилась в 1993—1994 гг.

LADA 4х4 — модернизированный вариант ВАЗ-21214, постепенное освоение которого начинается с 2009 года. Изменены светотехнические приборы, салон, узлы трансмиссии. Часть комплектующих применена от Chevrolet Niva.

Удлинённые разновидности «Нивы».

ВАЗ-212180 «Фора» — удлиненная на 300 миллиметров версия модели 21213. Мелкосерийно производилась с 1996 до 2005 года фирмой «ПСА БРОНТО». Отличается от базовой модели увеличенными по ширине дверями и дверными проёмами, приподнятой за счёт пластиковой надстройки задней частью крыши и более широким задним трехместным сиденьем типа 2108. Из-за применения колёс увеличенного диаметра (легкосплавные диски тольяттинской фирмы «Слик» с шинами «Nokian HRC») «запаска» вынесена из моторного отсека и закреплена над задним бампером.

ВАЗ-2129 (неофициальное название «Кедр») — удлинённая на 500 мм модель на базе стандартного ВАЗ-21213. Выпускался в 1992—1994 гг. малой серией на ОПП АвтоВАЗа. Кузов удлинялся за счет центральной вставки. Послужил основой для создания 5-дверной модели ВАЗ-2131;

ВАЗ-2130 («Кедр») — модификация ВАЗ-2129 с изменённой планировкой салона. Трёхместное заднее сиденье типа 2108 сдвинуто вперед. ВАЗ-2130 производился малыми партиями в 1993—1994 гг. Послужил основой для создания 5-дверной модели ВАЗ-2131-01;

ВААЗ-2131 (LADA 4x4 5-дв.) — удлинённая на 500 мм пятидверная модель на основе агрегатов ВАЗ-21213. Выпускается в Опытно-Промышленном Производстве АвтоВАЗа (ОПП АвтоВАЗа) с 1993 года. ВАЗ-2131 создан на базе модели 2129 «Кедр» за счёт добавления задней пары дверей. На начало 2009 года произведено более 100 тыс. ВАЗ-2131, что делает данную модель второй по популярности в семействе старой «Нивы». Удлинение кузова производится за счёт центральной 500-миллиметровой вставки в стандартный кузов модели 21213. Соответственно, изменяется колёсная база и длина автомобиля. На версии 2131 расстояние между передними и задними сиденьями увеличено на 125 мм, а на 2131-01 применено трёхместное заднее сиденье типа 2108. Топливный бак увеличен до 65 л. С освоением в ОПП производства двигателей ВАЗ-2130 (1,8 л, 82 л.с., 134 Н•м), производилась версия 21312 с таким мотором. Из-за характерной внешности и любви изготовителей к зелёному цвету, ВАЗ-2131 в народе получил прозвище — «крокодил»;

Прочие модели на базе «Нивы»

ВАЗ-2123 — российский компактный внедорожник второго поколения, опытно-промышленные партии которого были произведены на ВАЗе в 2001—2002 гг. Сохранил преемственность со старой «Нивой» по агрегатам и после существенной модернизации был запущен в крупносерийное производство с сентября 2002 года на мощностях СП GM-АвтоВАЗ как Chevrolet Niva;

ВАЗ-2329 «Медведь», «Нива Пикап» — пикап с удлинённой 5-местной кабиной на базе модели ВАЗ-2131, мелкосерийно изготавливаемый на ОПП ВАЗа. Автомобиль сохранил несущий кузов (колёсная база 2700 мм) с усиленным основанием и отличается увеличенным на 300 мм задним свесом. Грузоподъёмность составляет 650 кг. На ВАЗ-2329 сохранена механическая часть от ВАЗ-2129/2131. Под заказ вместо двигателя ВАЗ 21213 была возможна установка двигателя ВАЗ-2130 (1,8 л, 82 л.с.). Предусмотрен дополнительный топливный бак, что доводит их общую ёмкость до 84 л. Заднее сиденье в кабине оригинальное, в сложенном состоянии образующее ровную грузовую площадку. Первые выпуски пикапа носили собственное название «Медведь»;

ВИС-2346 — семейство пикапов с полурамным шасси на базе агрегатов «Нивы» производства тольяттинской фирмы «ВАЗинтерСервис» производится с 1996 г. В настоящее время мелкосерийно выпускают две версии пикапа: ВИС-2346 с короткой двухместной кабиной и ВИС-23461 с удлиненной 5-местной кабиной.

БРОНТО-1922 «Марш-1» — снегоболотоход на колёсах сверхнизкого давления на агрегатах ВАЗ-21213. Мелкосерийно производится ОАО «СПА БРОНТО» с 1997 года.



Покупка подержанной НИВЫ


Как известно , кузов автомобиля, это самая дорогая и легко уязвимая часть. Покупая б/у автомобиль, желательно внимательно проверить состояние кузова, так как замена его элементов или «латание» дыр, удовольствие не из дешевых, если конечно вы сами не являетесь сварщиком или такого нет среди друзей. Да и последующая покраска денег стоит…

Основные «больные» места.
Если на машине не установлены подкрылки, то первые дыры (ржавчина) появляются под фарами. Следующее больное место, это нижние части передних крыльев. Далее смотрим состояние порогов, как с внешней, так и с внутренней стороны. Состояние днища, особенно под ногами водителя, так как вода и снег с обуви, пропитывая шумоизоляцию, очень качественно доводят металл до дыр. Обратить внимание на место крепления раздаточной коробки к днищу, тут возможны трещины и «вырывание» мест крепления к кузову. Теперь задние крылья. Больное место, это ниши в задних крыльях за арками колес со стороны бампера, бывают сквозные дыры, не смертельно, но неприятно. Плюс к тому передняя наружная часть задних крыльев. Камни и грязь, летящие из под передних колес сбивают краску способствуя коррозии. Двери. Ржавчина (дыры) по нижним кромкам дверей, как боковых, так и задней, достаточно частое явление, особенно, если не проводилась обработка антикором.
По моему мнению, покупать машину эксплуатировавшуюся в крупном городе или по трассе и не оборудованную подкрылками и не обработанную антикором, крайне нежелательно.

Двигатель.
Отсутствие подтеков, отсутствие дыма из выхлопной трубы и сапуна. Равномерность работы двигателя, отсутствие посторонних стуков, наличие технических жидкостей и отсутствие их подтеков. Желательно прокатиться, что бы оценить ходовые качества. Желательно пригласить знающего человека.

Трансмиссия.
Нужна яма или эстакада. Осматриваем агрегаты. Следы масла, покрытые слоем пыли имеют право быть, так как совершенно сухие агрегаты, это из области фантастики, а вот капель и свежих подтеков быть не должно. Хотя конечно подтекающий сальник при отсутствии люфта в агрегате, вполне легко меняется.
Проверяем работу агрегатов, желательно иметь возможность прокатиться на машине, причем не только по асфальту. Проверяем состояние карданов, шрусов, рулевых тяг, шаровых, подшипников передних колес, реактивные тяги, хотя, тут желательно пригласить того, кто в этом понимает, так как без опыта понять, что к чему, довольно сложно.

Добавлено через 51 минуту 31 секунду
Вот о ШНиве : http://wiki.chevy-niva.ru/ChevyNivaFAQ/PokupkaAuto#TOC_2
 
Последнее редактирование:

Hammer

Member
Регистрация
13 Май 2010
Сообщения
246
Реакции
1,256
Последнее редактирование:

Muxacb

Member
Регистрация
7 Дек 2008
Сообщения
207
Реакции
1,140
В 2005 году была маленькая партия 2,0
Этот что за движка то... не уж то опелёвская?

Ps. Я себе давеча колёсики воткнул прекрасные ... 30х9.5 nokian vatiiva теперь весной повеселюсь, трактору дольше ехать придётся...:D
 
Последнее редактирование:

Hammer

Member
Регистрация
13 Май 2010
Сообщения
246
Реакции
1,256

Гаврюша

Advanced Member
Регистрация
7 Фев 2009
Сообщения
877
Реакции
4,721
к справке о Ниве хотелось бы добавить модификации Рысь от Бронто:
" На Ниве Рысь установлена главная пара 4,1 (опционально устанавливается до 4,44) в обоих ведущих мостах, что делает автомобиль более приемистым, позволяет легко преодолевать препятствия на бездорожье. В дополнение к этому на Ниве Рысь установлены самоблокирующиеся дифференциалы винтового типа, что полностью исключает диагональное вывешивание, так знакомое по обычной Ниве. Не остался без внимания и дорожный просвет (клиренс), он на Ниве Рысь составляет 27 сантиметров. Этому увеличению Нива Рысь обязана установке усиленных пружин и увеличенным ходам амортизаторов: спереди на 25 мм, сзади на 50 мм и установкой проставок в подвесках. На задний наварен усилитель – деформации от скручивания и ударов теперь не страшны. Ну и дополняют внешний облик Нивы Рысь настоящие «джиперские» колеса 235/75R15 со специальными шинами для езды по бездорожью. А чтобы грязь не летела на боковые стекла, на всех арках установлены резиновые расширители (т.н. фендеры)."
Полезная модификация для людей которым заниматся и доводить штатную Ниву до уровня сурьезного проходимца нет ни времени ни техзнаний
 

Muxacb

Member
Регистрация
7 Дек 2008
Сообщения
207
Реакции
1,140
Последнее редактирование модератором:

Kerk

Advanced Member
Регистрация
10 Мар 2009
Сообщения
2,070
Реакции
8,453
Краткая история Нивы.

Своим появлением «Нива» обязана председателю Совета Министров СССР Алексею Николаевичу Косыгину. Последний, посетив тольяттинский автогигант, порекомендовал конструкторам заняться разработкой полноприводного автомобиля, который пригодится военным и сельчанам. Тут же на заводе закипела работа – и молодые, и опытные сотрудники бросились предлагать главному конструктору свои идеи, касающиеся конструкции перспективного внедорожника.
Это рекламная статья автоТаза:mad:, история сегодняшней Нивы была немного иная, я сам видел в музее ИЖавто прототип сегодняшней нивы, разработанный в 1970х-гг, прошлого века, в последствии ижевский проект зарубили, в процессе соревнования заводов идея была содрана тольяттинскими умельцами, ниже приведу статью по истории создания гражданского внедорожника, и по ИЖ-14 видно, что конструкция трансмиссии ижевского авто была революционной в то время...

Через несколько лет, в 1970-м, после приезда председателя Совета Министров СССР Косыгина в Тольятти, на ВАЗе принялись за будущую «Ниву». В это время в Ижевске был почти готов первый полноприводный образец.:-X

В работе над ИЖ-5 удмуртским конструкторам помогали специалисты НАМИ. Главной особенностью машины стали несущий кузов – новое, смелое решение для автомобиля такого класса, а также оригинальная раздаточная коробка, созданием которой занималась группа во главе с Александром Семеновичем Кондрашкиным. Незадолго до поступления на ИЖ он защитил диплом по автоматической трансмиссии для «Москвича-412».
Конструкторы отказались от промежуточного вала между коробками передач и раздаточной, уменьшив шум и вибрации трансмиссии. Кроме того, передним мостом и «раздаткой» управляли с помощью одного рычага. Передняя независимая подвеска представляла собой усиленную «москвичовскую», а задняя – торсионная отличалась компактностью.
На ИЖ-5 стоял уфимский 412-й двигатель. Но, увеличивая дорожный просвет, разработчики столкнулись с тем, что мотор попросту не умещался по высоте под капотом. Пришлось изменить впускной коллектор и установить горизонтальный карбюратор «Солекс».
Конечно, угловатый кузов никак нельзя было отнести к шедеврам дизайна, но единственный прототип ИЖ-5 был не более чем ездящим концептом. К тому же создатели его вынуждены были ориентироваться на возможности завода и проектировали кузовные панели так, чтобы в производстве обойтись без мощных прессов и глубокой вытяжки металла.
Первым за руль ИЖ-5 сел Кондрашкин, работавший одно время обкатчиком на МЗМА. Испытания ограничили несколькими кругами вокруг завода, больше – не имело смысла: и так было понятно, что удалось, а что – нет. Предстояла работа над следующим автомобилем.
Это был ИЖ-14 с более симпатичным кузовом работы Владимира Савельева. Новая раздаточная коробка позволяла одним рычагом отдельно включать передний мост, задний либо оба вместе с понижающей передачей. Передняя подвеска по-прежнему базировалась на «москвичовской», хотя в чертежах существовал и вариант типа «Мак-Ферсон». Первые образцы были, как и «пятерка», с торсионной задней подвеской, но конструкторы, помня об унификации с «Москвичом-412», все же остановились на рессорах.
Прототип ИЖ-14 был готов летом 1972-го, как раз к приезду на завод Устинова. Некий генерал из свиты секретаря ЦК под взволнованными взглядами конструкторов во главе с Абрамяном (он тогда уже был главным) сел за руль еще не обкатанного вседорожника и «прохватил» по территории завода. Автомобиль генералу понравился. Но о том, что будет с проектом дальше, начальство умолчало.
Ижевские конструкторы немного обгоняли тольяттинских коллег. В мае 1972-го существовал лишь макет будущей «Нивы» в масштабе 1:5. Правда, в апреле уже закончили испытания двух открытых ВАЗ-Э2121 «крокодилов», как их называли на заводе, накопив немалый опыт для продолжения работы.
ИЖ-14 еще предстояло доводить и доводить, готовить производство – и в этом была главная загвоздка. Ижевский завод не подчинялся минавтопрому, а принадлежал «оборонке», для которой легковые автомобили были делом второстепенным. Рассказывают, что на одном из совещаний министр прямо сказал, что его главная задача ставить на производство новый танк, а вовсе не легковую машину. К тому же степень ее унификации с «Москвичом-412» была не очень высокой. А директор ВАЗа Поляков убедил правительство, что у Волжского завода немалые возможности для доводки и постановки на конвейер ВАЗ-2121. Поляков, безусловно, был прав.
С 16 февраля по 16 октября 1974 года на полигоне под Дмитровом проходили испытания ВАЗ-2121 и ИЖ-14. На разных этапах для сравнения привлекали УАЗ-469, ЛуАЗ-969, «Ленд-Ровер» и «Рейндж-Ровер». Конечно, ИЖ во многом проигрывал «Ниве». Она показала максимальную скорость 130 км/ч, а ижевский вседорожник – 120 км/ч (в техзадании вообще было записано 115 км/ч), до 100 км/ч «Ниву» разогнали за 22,1 с, а «14-й» – за 30,5 с. Похуже была и управляемость. В то же время ИЖ, как и ВАЗ, по многим показателям заметно опережал УАЗ, отличался неплохой эргономикой, проходимостью.
Впрочем, в 1974-м все уже понимали: независимо от результатов испытаний судьба ИЖ-14 решена – в производство он не пойдет. Денег заводу не давали, двум вседорожникам-одноклассникам в одной плановой экономике ужиться было нельзя. К этому времени правительство строго разграничило типаж автомобилей по заводам. Ижевскому было предписано по-прежнему выпускать «москвичи». Даже «ИЖ-Комби» и «каблучок» ИЖ-2715 с трудом удалось поставить на конвейер. Конечно, и работу над переднеприводным ИЖ-13 в середине 1970-х тоже забросили.
Немногое из накопленного конструкторами вседорожника пригодилось в следующие десятилетия. Разве что раздаточная коробка нынешних полноприводных «од» – дальняя родственница агрегата, на который еще в начале 1970-х получили авторское свидетельство.
Сегодня бессмысленно всерьез оценивать ИЖ-14, сравнивая его с серийными моделями, например, с той же «Нивой». Машина из заводского музея нынче выглядит немного неуклюжей, «недоделанной». Но ведь это всего лишь опытный образец, причем родившийся более 30 лет назад. И не будем считать его проигравшим бой, тем более, что он был неравным.
 

Вложения

Jaguar01

Advanced Member
Регистрация
9 Дек 2009
Сообщения
758
Реакции
2,008

кубышка

Silver Member
Регистрация
2 Фев 2010
Сообщения
4,848
Реакции
15,936

Евгений555

Silver Member
Регистрация
22 Янв 2011
Сообщения
3,452
Реакции
14,288
А по мне лучше пешком пройти, быстрее будет,,,, на километр бездора уходит до двух часов, и когда ты накрутешся лебедкой, хайджеком намахаешся тебе будет не до копа;(
 

kompas

Silver Member
Регистрация
13 Мар 2009
Сообщения
1,817
Реакции
11,016
А вот интересный обзор:
Обзор средств для борьбы с бездорожьем и извлечением авто из него.
Сказать Спасибо!
Добавил бы от себя еще парочку весьма нужных и эффективных средств. Это приспособления для поднятия машины за колесо - очень необходимо для большенства современных машин так как хай-джек там цеплять незачто (кузов помнется) и к тому же быстрее так как если домкратится за кузов то сначала выбираются ходы подвески, а только потом поднимается колесе. И сентраки для того что бы потом под поднятое колесо подложить, намного эфективнее веток, а быват еще и в поле садишся, где этих веток в принципе нет.
 

Вложения

Jaguar01

Advanced Member
Регистрация
9 Дек 2009
Сообщения
758
Реакции
2,008
Добавил бы от себя еще парочку весьма нужных и эффективных средств. Это приспособления для поднятия машины за колесо - очень необходимо для большенства современных машин так как хай-джек там цеплять незачто (кузов помнется) и к тому же быстрее так как если домкратится за кузов то сначала выбираются ходы подвески, а только потом поднимается колесе. И сентраки для того что бы потом под поднятое колесо подложить, намного эфективнее веток, а быват еще и в поле садишся, где этих веток в принципе нет.
Уважаемый Компас, а что на Ваш взгляд предпочтительней для Нивы и небольшого Офф-Роуда: хай-джек и сенд-треки или одна лебедка (извиняюсь, может с якорем)
И её разве надо обслуживать??
 
Последнее редактирование:

kompas

Silver Member
Регистрация
13 Мар 2009
Сообщения
1,817
Реакции
11,016
что на Ваш взгляд предпочтительней для Нивы и небольшого Офф-Роуда: хай-джек и сенд-треки или одна лебедка (извиняюсь, может с якорем)
И её разве надо обслуживать??
Мое мнение внедорожных девайсов никогда много небывает. Когда сидишь в полной заднице тогда как всегда себя ругаешь "что же я дурак денег пожалел". Конечно лебедка быстре, удобнее и легче. С сенд-траками придется повозиться и попотеть. Но лебедка имет свойство ломаться иногда в самый неподходящий момент, может при длительном лебежении посадить акумулятор. Может просто машина во что-то упереться, в лежащее бревно или в ступеньку на выходе из брода, тогда все равно нужны хай-джек и сенд-траки - приподнять морду и подложить что легче выходить было. Вобщем нужно от бюджета отталкиваться. Если планируется выезд на серьезное бездорожье, я беру все что есть: лебедки спереди и сзади, хай-джек, сенд-траков 4 штуки, рывковый трос, якорь, удлиннители на случай если якорь сломается (такое тоже бывало), запасной акумулятор, лопату, блок если усилия лебедки не хватит, запасные соленойды к лебедке (довольно часто выходят из строя), а так же стартер и гениратор если много бродов тоже частенько отказывают. Вобще лучше взять что-нибудь лишнее чем чего-то не хватит.

Добавлено через 2 минуты 25 секунд
Ее не всегда есть за что зацепить...
Слава богу уже придумали вполне работоспособный якорь...
 
Последнее редактирование:
Сверху