• Для того, что бы ПОПРОСИТЬ коллег помочь с определением находки, необходимо указать в своем вопросе:

    1. Фото монеты с двух сторон нормального качества.
    2. Если на фото больше 3 находок - они должны быть пронумерованы.

    Желательно указать:
    1. Вес
    2. Размер находки.
    3. Регион находки (с точностью до области).

    Нарушитель этих правил может получить предупреждение, а тема может быть удалена.


    Любая оценка стоимости является субъективной и служит только примерным ориентиром. Реальную стоимость данного предмета в данный момент времени может определить только аукцион. Все обсуждения оценок, сделанных другими участниками, КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩЕНЫ.

Пара уделов и пуло?

Бурят

Команда форума
Moderator
Регистрация
17 Май 2009
Сообщения
4,827
Реакции
13,443
Приветствую! Регион Нижегородка.
Сопутка 12-15. Просьба определить по принадлежности и оценить.
1. Вес 0.7
20201121_190041.jpg20201121_190024.jpg
2. Вес 0.55
20201121_185004.jpg20201121_184946.jpg

3.Пуло?.. Вес 1.15 звенела как удел
20201121_184859.jpg
20201121_184921.jpg
 

Бурят

Команда форума
Moderator
Регистрация
17 Май 2009
Сообщения
4,827
Реакции
13,443
Спасибо Георгий! На пуло животное .. вроде бы на Орде запрет был по изображению людей и животных
 

ya-ruslan2

Member
Регистрация
15 Дек 2011
Сообщения
1,020
Реакции
1,163
только когда они мусульманство приняли
 

ya-ruslan2

Member
Регистрация
15 Дек 2011
Сообщения
1,020
Реакции
1,163
«Религией основной массы монголов к началу XIII в. оставался шаманизм. В качестве главного божества почиталось «вечное синее небо». Почитали монголы также божество земли, разных духов и предков. Знатная верхушка племени кераитов ещё в начале XI в. приняла христианство несторианского толка. Среди найманов были распространены также буддизм и христианство. Обе эти религии распространялись в Монголии через уйгуров»
Иванин: «Чингис-хан и монголы, как кочевой народ, а равно и соседи их китайцы, были не очень религиозны и совершенно равнодушно относились к разным религиям. Независимо от этого, политические правила Чингис-хана относительно религии соображены были с духом времени. Он жил в век крестовых походов, великой борьбы христиан с мусульманами, знал фанатизм тех и других, раздоры между сектами одной и той же религии, знал ненависть, существовавшую между шиитами и суннитами, и, как искусный политик, не приставал ни к одной из религий, и, задумав покорить мир, равно покровительствовал всем вероисповеданиям. Зная влияние духовенства на умы, покровительствовал ему»
Ибн ал-Асир: «Что касается их веры, то они поклонялись Солнцу при его восходе. У них не было запретной пищи, и они ели всех верховых животных, собак, свиней и прочее»
Картлис цховреба: «В обычае же было у них поклонение единому богу, которого на языке своем именовали Тенгри. И начинали писать так: «Мангу Тенгри Кучундур», то есть: «Силою бессмертного бога»
Хан Узбек, правивший в 1313-1341 годах, при котором ислам стал официальной религией государства Джучидов.
 

Goger

Команда форума
Moderator
Регистрация
5 Дек 2008
Сообщения
3,036
Реакции
21,413
На серебряных дангах - да, не изображали ни людей, ни животных. А на пулах как раз наоборот. Пул с идущим львом на фоне солнца - один из самых частых типов медных пул Орды. Ну и прочих зверей там не счесть
 

Ackar

Member
Регистрация
31 Май 2018
Сообщения
932
Реакции
2,023
Вроде пул Узбека, лев и солнце, обратка вот такая б-1 , а лицевик надо искать, но разновидов там куча, кто разбирал их поштемпельно или нет, не ведаю. http://muzeydeneg.ru/wp-content/uploads/2013/07/Ris.88.png
отдельный респект, за хронически говенные фото !!!
 

Ackar

Member
Регистрация
31 Май 2018
Сообщения
932
Реакции
2,023
По поводу изображений животных , которых нет на монетах Орды после принятия ислама .... тот кто это буркнул, пусть примет йаду и засохнет !!!!!!! Они эти животные таки есть и дохренища !!! ))))))
 

ya-ruslan2

Member
Регистрация
15 Дек 2011
Сообщения
1,020
Реакции
1,163
Среди многих сотен книг и статей по мусульманскому искусству, изданных в разных странах за последние два столетия, едва ли найдется работа, в которой так или иначе не затронута проблема отношения ортодоксального ислама к изображению людей и животных. О правомерности постановки такой проблемы, ее актуальности и важности, выходящей далеко за пределы собственно искусствознания, наглядно свидетельствует уже сам диапазон предлагаемых вариантов ее решения - от "обвинений" ислама в полном и безусловном запрещении изображать живые существа до столь же категоричных деклараций об отсутствии каких-либо ограничений на этот счет и даже (в некоторых случаях) об одобрении живописи богословами.
 

ya-ruslan2

Member
Регистрация
15 Дек 2011
Сообщения
1,020
Реакции
1,163
Иными словами, изобразительная практика во все времена так или иначе уживалась с богословскими ограничениями - даже такими категорическими, как, например, изложенное в комментарии шафи'итского хадисоведа XIII в. ан-Навави: "Изображение животных запрещено строжайшим образом, оно из тягчайших [грехов] <...> Изготовление их запретно в любом случае, потому что в этом - подражание творчеству Аллаха всевышнего, все равно на одежде или ковре, или дирхеме, или фельсе, или на сосудах, или на стене, или на чем-нибудь другом".
 

ya-ruslan2

Member
Регистрация
15 Дек 2011
Сообщения
1,020
Реакции
1,163
Как же в действительности обстояло дело с изображениями "на дирхеме или фельсе"? Искусствоведы почему-то редко касаются этой специфической области истории материальной культуры стран ислама, а историки и археологи обычно видят в монете только исторический, в лучшем случае историко-экономический источник. А ведь кроме основной "базисной" функции (всеобщий товарный эквивалент, средство обращения, платежа, накопления и т. д.), деньги в монетной форме почти всегда использовались и в "надстроечных" целях; еще вопрос, какая из этих целей считалась главной в представлении самих эмитентов. С одной стороны, монета - символ государственной власти, отражающий ее политический статус и идеологию: в нашем случае это теократическая монархия в лице верховного правителя - халифа, наместника Аллаха на земле, совмещавшего функции духовной и светской власти, и его фактических, а гораздо чаще формальных вассалов - маликов, эмиров, султанов, управлявших разными областями и странами исламского мира. Недаром среди многочисленных феодальных привилегий мусульманского правителя высших рангов всегда особо подчеркивались две: хутба - упоминание его имени в пятничной молитве во всех мечетях данного государства, и сикка - право чеканить монету от своего имени.
 

ya-ruslan2

Member
Регистрация
15 Дек 2011
Сообщения
1,020
Реакции
1,163
С другой стороны, монета - прекрасное средство эстетического воздействия, своеобразный эталон культурного развития общества, благодаря серийному производству доступный широким массам населения. Эту особенность осознавали и восточные суверены. Но если монеты античной Греции, Рима, эллинистического Востока обычно ассоциируются с прекрасными портретами, конными экипажами, образами богов и богинь, то традиционно оформленные дирхемы и динары Арабского халифата, а после его распада - монеты многих его идеологических преемников от Гиндукуша до Гибралтара, своим внешним видом могут привлечь внимание лишь знатоков и ценителей арабской каллиграфической вязи. Действительно, на первый взгляд мусульманская монетная чеканка в своей массе как будто бы подтверждает тезис о запрете изобразительности.
 

ya-ruslan2

Member
Регистрация
15 Дек 2011
Сообщения
1,020
Реакции
1,163
Первая неожиданность подстерегает нас в самом начале пути, как только мы попытаемся обратиться к истокам раннеисламского монетного дела. Оказывается, имена Аллаха и Мухаммада впервые появились на монетах в сочетании с портретами иранских и византийских царей, зороастрийским алтарем огня - аташданом и христианским крестом на Голгофе. Чеканились такие монеты, начиная со времени правления второго "праведного" халифа Омара (634-644) и вплоть до реформы Омейяда Абд ал-Малика ибнМарвана в конце VII в. Последние предреформенные типы медных и золотых монет, чеканенных в Сирии, Месопотамии и Омане, несут в ceбe изображение стоящего в полный рост халифа в парадной одежде с мечом в руке или на поясе, а на оборотной стороне вместо прежнего "византийского" креста выбит ф-образный знак или столб с утолщением наверху. На серебряных дирхемах, имитирущих сасанидские драхмы, но уже с арабскими надписями, стилизованная фигура халифа заменяет собой аташдан, не нарушая привычной композиции.
Как видим, первыми поколениями наследников молодого государства Мухаммада ничего похожего на художественные запреты не соблюдалось даже на монетах - государственных знаках, которые люди постоянно имеют перед глазами и, следовательно, вправе использовать как пример для подражания. Надо полагать, в то время каких-либо ограничений в изобразительной тематике вообще не было.
При Омейядских халифах, когда дирхемы и динары уже приобрели ставший позднее каноническим "эпиграфический" облик - с надписями куфи в поле и по кругу, на медных фельсах помещались силуэты орла, слона, льва, рыбы, скорпиона, тушканчика, конного всадника. Известен фельс с мужским портретом в шлеме и с бородой, с арабской надписью вокруг "Мухаммад - посланник Аллаха", вероятно, битый на Иберийском полуострове при Омейядах.
 

ya-ruslan2

Member
Регистрация
15 Дек 2011
Сообщения
1,020
Реакции
1,163
Аббасидские халифы, сменившие Омейядских в 750 г., пошли еще дальше. Время от времени они позволяли себе для внутреннего употребления заказывать придворным мастерам Багдада чеканку золотых и серебряных монетовидных медальонов со своими портретами или полными изображениями в разных позах - во время отдыха, на охоте верхом на коне или восседающими на троне; сохранились и медальоны с животными сюжетами (орел, верблюд, лев и львица, терзающие антилопу). Очевидно, деньгами в полном смысле эти знаки не служили, а выполняли функцию наград или памятных подношений. Но для нас важнее то, что и в аббасидскую эпоху, по крайней мере, до последней четверти X в., пресловутый запрет еще не вступил, мягко говоря, в полную силу. То же самое, кстати, можно сказать и о другом запрете - на питье вина, - очевидно, более серьезном, хотя бы потому, что об этом, в отличие от изящных искусств, прямо сказано в Коране (сура 5, аят 92), - о соблюдении которого наместниками Аллаха на земле наглядно свидетельствует один из упомянутых выше медальонов, где халиф Муктадир (908-932) изображен с кубком в руке.
 

ya-ruslan2

Member
Регистрация
15 Дек 2011
Сообщения
1,020
Реакции
1,163
На рубеже I и II тысячелетий нашей эры обширные пространства Центральной и Западной Азии, к тому времени уже прочно вошедшие в орбиту ислама, неожиданно и по историческим меркам почти мгновенно впитали в себя новый этнокультурный компонент - тюркские кочевые племена, несколькими волнами хлынувшие из евразийского степного пояса, протянувшегося от Енисея до Днепра. Быстро освоившись в новом для них социальном окружении, они в большинстве обратились в ислам, а их военно-феодальная верхушка разными путями пришла к власти во многих городах и областях халифата, к тому времени уже окончательно утратившего свое недолгое и непрочное политическое единство.
 

ya-ruslan2

Member
Регистрация
15 Дек 2011
Сообщения
1,020
Реакции
1,163
Религиозно-идеологическая восприимчивость неофитов удачно сочеталась в тюрках с не менее ревностной приверженностью своим традиционным культурным ценностям, в том числе и веками складывавшейся изобразительности - как ритуальной, так и ремесленно-прикладной. Если судить по сохранившимся историческим памятникам той эпохи, принятие вероучения Мухаммада тюркскими художниками вовсе не заставило их тут же отказаться от привычных эстетических воззрений и вкусов, и они еще долго украшали свой быт разнообразными антропоморфными и зооморфными сюжетами. Более чем вероятно поэтому, что именно изобразительная свободы "сынов Турана", ставшая новой реальностью в исламском социуме XI-XIII вв., и была той каплей, которая переполнила чашу раздражения консервативных теологов; по известным данным, к этому времени и относится одна из самых мощных волн догматических запретов в суннитском богословии.
 
Сверху