Правка медных крестиков. Домашний способ.

maxuss

Advanced Member
Регистрация
4 Янв 2009
Сообщения
1,070
Реакции
4,370
Сколько крестиков мне пришлось испортить, пытаясь их выправить! Как говорят старожилы, крестик гнется только в одну сторону и это правило, как ни прискорбно признать, действительно, работает.
Крестики, «обернувшие» плуг – это не тема для нашей темы (простите за тафталогизмы). Если крест согнут на излом, то править его сложно, и скорее всего, бесполезно. Но существуют и более легкие случаи, когда можно попробовать исправить дорогой вам предмет.
На данный момент у меня имелось два креста, которые мне очень хотелось исправить, причем исправить с применением новой (для меня) технологии, а именно – термического отпуска.
Известно, что медные сплавы, в отличие от стальных, после нагрева и охлаждения приобретают пластичность. Крестики, пролежав сотню лет в земле, становятся хрупкими (это мы тоже проходили, когда при попытке исправить даже незначительную кривизну, предмет ломался к большой досаде, или давал трещины), поэтому браться за исправление с бухты-барахты я не стал, решив все сделать бережно и аккуратно.
Итак, вот образцы металлопластики, которые мне предстоит выправить. Два крестика, маленький и большой.







Включаю электрическую конфорку на максимум и кладу их в центр (вернее сказать, наоборот - кладу на холодную конфорку и включаю, чтобы нагрев шел не в шоковом режиме, а постепенно). Через минуту-две кресты нагреваются, даже дымок от одного пошел – это сгорают органические включения, грязь, одним словом. Кресты не надо пережигать, это тоже не правильно. Нужно понять, что они нагрелись и после этого убрать их с нагревающего элемента и дать остыть естественным образом. Если их бросить в холодную воду, то возможно отваливание кусков патины, мне этого не хотелось, моя задача – это отпуск, придание пластичности металлу.



После того, как крестики остыли, приступаем к исправлению. Для этого я использовал ручные тиски, имеющиеся в моем рабочем столярном столе. Удобная штука! Зажимаю первый крест и начинаю сводить губки… Крест отлично правится, без всяких сомнений! Вынимаю для промежуточного контроля: осталось немного, и никаких намеков на трещины!





Первый крест готов – получилось изумительно!



Начинаю гнуть второй – он более сложный, сама форма с тонким нимбом и лучами, а также искривление, при котором нижняя лопасть не просто погнута, но и закручена пропеллером, заставляют производить правку чрезвычайно аккуратно.



Из-за сложного, выпуклого рельефа, мне не удается его поправить при помощи тисков. Поэтому я просто кладу его на плоскость стола так, чтобы гнутая лопасть была навесу и гну ее рукой. Получается замечательно, я даже не предполагал, что все будет так просто! Пять минут и ворой крест готов!



Я рад, что все прошло так просто и быстро, теперь этот способ будет мною применяться на постоянной основе. Попробуйте и вы поправить свои артефакты! Удачи в процессе!!!

П.С. У кого будут добавления и уточнения по процессу - пишите, буду очень рад! :)
 

чук

Gold Member
Регистрация
19 Май 2010
Сообщения
3,778
Реакции
21,778
Стало быть, они так и остаются ослабленными? Вроде есть способ вернуть им первоначальную твёрдость? Кажется, надо нагреть и отпустить в воду, и медь "закаливается".Но вот что произойдёт с артефактом во время нагрева и резкого остывания не скажет никто. Все-таки хотелось бы твёрдую медь, так что если кто знает способ безопасного закаливания, пусть поделится.
 

Alexmak

Advanced Member
Регистрация
23 Ноя 2009
Сообщения
1,510
Реакции
8,659
Максус - спасибо за отчет. Слышал не один раз про этот способ, но сам не пробовал, да икак говорится лучше один раз увидеть. Спасибо - как-нибудь попробую, материала к сожалению собралось достаточно.
Попутно вопрос - что делать с другими сплавами, в частности с оловянистой бронзой? Этот способ будет действовать? Сам эксперементировать на оловянистой бронзе пока не стану, так как предметы довольно серьезные, поэтому и интересуюсь.
 

tihon

Advanced Member
Регистрация
7 Июл 2009
Сообщения
864
Реакции
4,142
Да и выглядят после отжига гораздо приятнее , особенно маленький.
 

maxuss

Advanced Member
Регистрация
4 Янв 2009
Сообщения
1,070
Реакции
4,370
C оловянистой бронзой не сталкивался, не правил, к сожалению.
Закалить медь путем опускания раскаленного предмета в воду нельзя, это не сталь. Наоборот, будет еще более сильный отпуск, нежели при комнатном охлаждении и что самое неприятное, кусками будет отваливаться патина.
В моем методе нагрев происходит щадящий, металл не горит, как на открытом пламени, патина остается. В этом и есть фишка, что внешний вид не изменяется! Я, если честно, не заметил изменения цвета на обоих крестах и мне это понравилось (изменения цвета на фото - это лишь особенности фотосъемки).
Что касается того, что поздние кресты легко правятся без нагрева - не соглашусь. Последний из таких крестов, с незначительным изгибом, пошел трещинами, хотя сам изгиб был менее силен, чем на этих двух крестах. :(
Как вернуть первоначальную твердость - тоже не знаю. А зачем? То, что я сделал, отнюдь не означает, что металл стал пластилиновым, просто он гнется охотней, не оставляя трещин, не ломаясь. :)
 

Samurai Jack

Команда форума
Forum Admin
Регистрация
2 Дек 2008
Сообщения
3,572
Реакции
12,171
Для любителей погорячее пример того, что может быть в результате подобных опытов. И неважно каким там пламенем, закрытым, открытым или синим :)

bronze.jpg

Если медь перешла в соли, то можно хоть угреться, да толку будет мало.

Вообще есть три группы металлов:
- золото, над которым время не властно
- серебро, которое со временем "портится", но при правильном нагреве восстанавливает структуру
- медь (бронза), которая портится безвозвратно
 

chebobs

Member
Регистрация
4 Июн 2009
Сообщения
223
Реакции
819
Между пластикой и губками тисков неплохо бы вставить 2 прокладки из плотной резины (войлока), чтобы не повредить выпуклую часть изделия.
По поводу обратной закалки - делать не советую, да и не нуно это. Пластика - есть украшение и быть мегопрочным ему не надо.
 
Последнее редактирование:
Регистрация
15 Окт 2009
Сообщения
516
Реакции
2,339
В книгах пишут, что медь можно сделать либо более мягкой, либо более твёрдой. Закалка меди происходит при медленном остывании на воздухе, а мягкость приобретает при быстром охлаждении в воде. Если изделие из меди нагреть докрасна (600 С) на огне и затем быстро погрузить в воду, то медь станет очень мягкой. После придания нужной формы изделие вновь можно нагреть на огне до 400 С и дать ему остыть на воздухе. Изделие снова станет твёрдым.:)
 

Южный

Newbie
Регистрация
11 Апр 2010
Сообщения
5
Реакции
0
Извеняюсь,что не по теме.
Подскажите как выровнять серебряные находки.В частности крестик????
 

kompas

Silver Member
Регистрация
13 Мар 2009
Сообщения
1,817
Реакции
11,017
Крестики правлю по совету "бывалых" без всякого нагрева. Зажимаю в тиски между двух деревяшек, и каждый день добавляю по четверть оборота. Пока выпремлялось все отлично, никаких проблем небыло. Жало не осталось "материала" что бы все запечатлить на фото. Как только появится подходячий образец выложу фото всего процесса.
 
Регистрация
10 Дек 2009
Сообщения
1
Реакции
5
Тема старая, но думаю лишний совет никогда не помешает.
Я (опять же по совету "бывалых") выгибаю пластику сразу из земли, пока не высохла.
Таким образом несколько раз исправлял сильные загибы (90 град. и более). Кресты гнутся прекрасно, если конечно сил хватает. Потом, дома довожу до идеала в тисках, как написал ув. Kompas. А вообще к каждому девайсу нужен свой подход.
Всем удачи!
 

Бесараб

Silver Member
Регистрация
17 Дек 2011
Сообщения
2,081
Реакции
12,500
Дааааа.....вопрос строго индивидуален для каждого предмета.
% отношения не вёл, но в основном многие изделия и впрямь из земли прекрасно выправляются.
Но часть, в основном крестики (кресты киотные и плашки не в счёт) хрупкие и нежные, лопаются прекрасно и даже на несколько частей.
Темка считаю поднята вовремя и с пользой.
Моё почтение всем в ней высказавшим.
 

Бурят

Команда форума
Moderator
Регистрация
17 Май 2009
Сообщения
4,832
Реакции
13,445
В этом случае всем к Солдату..Золотые руки у человека...буду дома скину пару фоток - он мне недавно крест красивый по 17 веку реставрировал - верхний луч я сломал при попытке исправить загиб под 90 градусов...так сейчас слом не найти....
 

Newmax

Newbie
Регистрация
5 Июн 2013
Сообщения
29
Реакции
68
Из своего опыта скажу. Греть можно на галогеновом прожекторе. В строительных магазинах продается ну и в Леруа. На 150Вт прожекторе температура на стекле после 10-15 минут порядка 210-230 градусов будет. На 500Вт по более будет.
Это я к тому что если на плите греть маленькие вещи , можно запросто тэн спалить.
 
Регистрация
29 Июн 2019
Сообщения
3
Реакции
1
Стало быть, они так и остаются ослабленными? Вроде есть способ вернуть им первоначальную твёрдость? Кажется, надо нагреть и отпустить в воду, и медь "закаливается".Но вот что произойдёт с артефактом во время нагрева и резкого остывания не скажет никто. Все-таки хотелось бы твёрдую медь, так что если кто знает способ безопасного закаливания, пусть поделится.
Медь нельзя закалить и твердой меди небывает, учебник по материаловедению в помощь
 

asser

Junior member
Регистрация
2 Фев 2016
Сообщения
192
Реакции
221
Медь нельзя закалить и твердой меди небывает, учебник по материаловедению в помощь
Ещё как можно! Я когда отливаю пули для нарезного из свинца , из пулелейки сбрасываю в холодную воду . Так вот, свинец становится чуть твёрже. Думаю и медь и бронза поведёт себя так же. Ну а учебники материаловедения тоже смертные пишут. Конечно в случае с железом закалка бывает более продуктивна...

Другое дело - нагрев уничтожение шарма старины ... Это убьёт красивую патину.
 
Регистрация
29 Июн 2019
Сообщения
3
Реакции
1
Свинец для дроби, скорее всего у вас не чистый а пополам с аккумуляторным, а там содержится сурьма, это уже сплав, с абсолютно другой диаграммой температурных превращений, отсюда и эффект закалки, чистый свинец вы незакалите, и добавлю ... начальная твердость крестиков обусловлена наклепом (уплотнением поверхностных слоев при штамповке), при отжиге либо отпуске, происходит рекристаллизация, т.е. межмолекулярные связи в кристаллах меди удлиняются до нормальных, закалка эффекта не даст, эффект даст чеканка, штамповка, ковка - т.е. уплотнение кристаллической решетки и образование ее дефектов (дефекты решетки тоже повышают твердость металла)
 

Московский

Junior member
Регистрация
28 Июл 2011
Сообщения
129
Реакции
223
Эх, я думал Макс объявился, а теме 10 лет.
Разговаривал с ним год назад, сказал отошел от копа совсем.
Жаль, он такие отчеты писал по металлоискателям! И картины рисовал, у меня есть.
 
Сверху