Музей на костях
Несколько лет назад друзья пригласили меня совершить путешествие в Изборск, погулять по Мальской долине, по Крепости и посетить один маленький частный музейчик.
Музейчик и его хозяйка меня просто потрясли, я стала расспрашивать, и вот что узнала...
В деревне Сигово Печорского района раньше жили только сето, или "полуверцы", как называют их местные жители.Народ работящий и аккуратный. Приклеилось это название к сето, когда приняли они православие. Узнали старейшины про христианскую веру от проповедников, подумали и решили: - хорошая вера, берём её себе. И взяли, но свою,домашнюю, тоже оставили. Дома поклонялись своим языческим божествам, а по праздникам ходили в православную церковь. При советах стали скрывать свою национальность и стесняться родного языка, который является одним из диалектов эстонского.
А после перестройки одна из семей сето продала свой дом ленинградке Татьяне Николаевне Огаревой, и уехала в Эстонию. Татьяна Николаевна стала жить рядом с этим древним народом.
Вскоре ещё одна семья сето уехала в Эстонию, за ней потянулись и другие. Уезжая, они оставляли Татьяне Николаевне свои вещи, которые она бережно сохранила и расположила в своем сарае.
Постепенно сарай превратился в музей. Были изготовлены куклы, одеты в национальные одежды, а знакомая художница Маша нарисовала куклам древние лица.
Бывшие соседи, живущие в Эстонии нашли спонсоров - шведов, на деньги которых был напечатан буклет, с ним-то Татьяна Николаевна и поехала во Псков к высокому культурному начальству. Сердце болело у неё за этот музей, хотела, чтобы он получил официальный статус. Высокого начальства на месте не было и буклет был оставлен у секретарши, там его и увидел один предприимчивый музейный работник. Он подумал,- идея-то хорошая, почему же она раньше не пришла в мою голову. И решил создать государственный музей народности сето в том же Сигово, а Татьяну Николаевну принять на работу.
К тому времени в деревне оставался только один непроданный дом, в котором жил последний сето Сигово, Лёвка его звали.Лео Кюлаотс. Он любил выпить, любил свою родную деревню и оттягивал свой отъезд в Эстонию.
Предприимчивый музейный работник уговорил Лёвку продать дом. Сделка была оформлена, деньги обещаны, но не сразу, а попозже, ведь покупает государство, а там всегда всё попозже.
Лёвка попросился к Татьяне Николаевне на временный постой в ожиданиии денег.
А попозже затянулось. Без прописки Лёвка жить не мог и Татьяна Николаевна прописала его к себе.
Музей начал работать, а напротив, через дорогу, жил у чужих людей Лёвка Кюлаотс и всё ждал обещанных денег за свой дом, чтобы было на что уехать в Эстонию. Денег не заплатили, Лёвка запил и повесился.
Похоронив Лёвку,Татьяна Николаевна не смогла больше работать в государственном музее, а с особенным старанием продолжила своё дело.
Предприимчивый музейный работник вскоре умер от какой-то болезни.
А музей стоит и приветливые экскурсоводы рассказывают редким посетителям о том, как семья Кюлаотс жила в этом доме, что Нати, левкина мать ткала на этом станке и какие блюда она готовила на этой печке...
На самом деле Нати кулинарить не любила и всю еду готовила её свекровь.
Вот ведь как все...блин.
Музейчик и его хозяйка меня просто потрясли, я стала расспрашивать, и вот что узнала...
В деревне Сигово Печорского района раньше жили только сето, или "полуверцы", как называют их местные жители.Народ работящий и аккуратный. Приклеилось это название к сето, когда приняли они православие. Узнали старейшины про христианскую веру от проповедников, подумали и решили: - хорошая вера, берём её себе. И взяли, но свою,домашнюю, тоже оставили. Дома поклонялись своим языческим божествам, а по праздникам ходили в православную церковь. При советах стали скрывать свою национальность и стесняться родного языка, который является одним из диалектов эстонского.
А после перестройки одна из семей сето продала свой дом ленинградке Татьяне Николаевне Огаревой, и уехала в Эстонию. Татьяна Николаевна стала жить рядом с этим древним народом.
Вскоре ещё одна семья сето уехала в Эстонию, за ней потянулись и другие. Уезжая, они оставляли Татьяне Николаевне свои вещи, которые она бережно сохранила и расположила в своем сарае.
Постепенно сарай превратился в музей. Были изготовлены куклы, одеты в национальные одежды, а знакомая художница Маша нарисовала куклам древние лица.
Бывшие соседи, живущие в Эстонии нашли спонсоров - шведов, на деньги которых был напечатан буклет, с ним-то Татьяна Николаевна и поехала во Псков к высокому культурному начальству. Сердце болело у неё за этот музей, хотела, чтобы он получил официальный статус. Высокого начальства на месте не было и буклет был оставлен у секретарши, там его и увидел один предприимчивый музейный работник. Он подумал,- идея-то хорошая, почему же она раньше не пришла в мою голову. И решил создать государственный музей народности сето в том же Сигово, а Татьяну Николаевну принять на работу.
К тому времени в деревне оставался только один непроданный дом, в котором жил последний сето Сигово, Лёвка его звали.Лео Кюлаотс. Он любил выпить, любил свою родную деревню и оттягивал свой отъезд в Эстонию.
Предприимчивый музейный работник уговорил Лёвку продать дом. Сделка была оформлена, деньги обещаны, но не сразу, а попозже, ведь покупает государство, а там всегда всё попозже.
Лёвка попросился к Татьяне Николаевне на временный постой в ожиданиии денег.
А попозже затянулось. Без прописки Лёвка жить не мог и Татьяна Николаевна прописала его к себе.
Музей начал работать, а напротив, через дорогу, жил у чужих людей Лёвка Кюлаотс и всё ждал обещанных денег за свой дом, чтобы было на что уехать в Эстонию. Денег не заплатили, Лёвка запил и повесился.
Похоронив Лёвку,Татьяна Николаевна не смогла больше работать в государственном музее, а с особенным старанием продолжила своё дело.
Предприимчивый музейный работник вскоре умер от какой-то болезни.
А музей стоит и приветливые экскурсоводы рассказывают редким посетителям о том, как семья Кюлаотс жила в этом доме, что Нати, левкина мать ткала на этом станке и какие блюда она готовила на этой печке...
На самом деле Нати кулинарить не любила и всю еду готовила её свекровь.
Вот ведь как все...блин.
Всего комментариев 9
Комментарии
-
Запись от Glovych размещена 17.05.2011 в 13:48 -
Да тут не просто раздолбайство...Украли тему, сляпали по-быстренькому альтернативу, перетащили тех самых спонсоров, натащили туда экспонатов отовсюду, ведь посетители все равно не узнают, принадлежали ли они сето или славянам. Здесь яркое проявление хищничества и его результат. Человек-то умер тот вскоре, получил своё сразу. А музей пустой, неодушевлённый. И страшно представить, что будет с этим душевным музейчиком-сарайчиком, когда Татьяны Николаевны не станет, долгих ей лет жизни....
Запись от Селянка размещена 17.05.2011 в 14:49
Обновил(-а) Селянка 17.05.2011 в 14:51 -
Запись от дерфель размещена 17.05.2011 в 15:14 -
Для копателя там ценностей не найдется, будут обломки деревянной мебели, ржавых орудий труда, кусочки тканей. Нет там монет, украшений и т.д. Думаю, госмузей сразу всё приберет, а потом экскурсоводы воодушевлённо будут рассказывать, какой замечательный подвижник жил рядом с музеем и как здорово, что музей смог сохранить эти экспонаты...
Вот так переписывается история.Запись от Селянка размещена 17.05.2011 в 17:44 -
Запись от игого размещена 17.05.2011 в 22:43 -
Полное название - "сето-маа" (Seto Maa), земля "сето".
Если укрупнить фото с госмузеем, то на нём видно правильное название.Запись от Селянка размещена 17.05.2011 в 23:03 -
Запись от игого размещена 18.05.2011 в 15:06 -
Эсты - не сето, а официальный музей в своих табличках говор не использует. Прошу указать источники.
Извините, но как я могу Вам верить на "слово", если в Вашем предложении четыре ошибки?Запись от Селянка размещена 18.05.2011 в 17:51
Обновил(-а) Селянка 18.05.2011 в 18:40 -
Уважаемая Селянка достаточно ли в качестве источника указать ,что я родился и вырос в Южной Эстонии , а мои бабушка и дедушка крутили коровам хвосты , батрача на немецкого барона , от коего сейчас в н.п. Алатскиви остался здоровенный замок, отец тоже до войны был отдан в батраки к эстонскому землевладельцу.
Так что , мне параллельно , что пишут местные скобари на деревянных табличках , и уж слово полуверцы звучит как -то лучше , напишу - полуверк
Верить мне на слово не надо, я не вступаю в полемику ,просто немного хотел поправить то, что Вам рассказали
А что бы снять возможные печатные баталии , просто , когда будете там еще раз , спросите у них что такое сикляха ,или гамаши ,или допустим корфик- ответ Вас может удивить , и сразу станет ясно для грамотного человека , пишущего без ошибок настоящие ли эти люди сетО
Простите , ради бога , ничего личного , на этом я и остановлюсь .Запись от игого размещена 22.05.2011 в 23:25